Право на работу по совместительству и возможность совмещения профессий на основании ст. 60.1 ТК РФ

Право на работу по совместительству и возможность совмещения профессий на основании ст. 60.1 ТК РФ

Сущность совместительства определяет ст. 282 ТК РФ. Согласно её положениям, — это выполнение работником, имеющим постоянное место работы, другой регулярной работы на основе трудового договора. Периоды занятости на дополнительной работе не должны пересекаться с рабочими часами на основной.

Более детальное понимание работы по совместительству даёт ст. 60.1 ТК РФ. Она закрепляет право работника на совместительство и делит его на внутреннее и внешнее. Внутреннее — это вторая регулярная и оплачиваемая работа у того же работодателя, а внешнее — тоже самое, но у другого работодателя. Если работник устраивается на вторую работу, то в трудовом договоре обязательно упоминание того, что работа является совместительством. Регулированию совместительства посвящена целая гл. 44 ТК РФ.

Особенности работы по совмещению должностей

Большая часть работодателей стремится к тому, чтобы создать условия при которых работник выполнял бы все задания, которые даст его руководство, вне зависимости от того, имеют они отношение к его должностным обязанностям или нет. Сами же должностные обязанности могут отсутствовать вовсе в виде какого-то отдельного внутреннего документа юридического лица.

В результате слесарю или продавцу-консультанту могут предложить поработать грузчиками, мотивируя это тем, что у организации нет таких штатных единиц, а грузить товары или детали кто-то должен.

Отказ работника от выполнения не свойственных ему обязанностей в таком случае может трактоваться не в его пользу, особенно в том случае, если работодатель грамотно создаст акт об этом. Подобные ситуации относятся к трудовым спорам, а финальное слово в их разрешении будет за судом. Хотя решение каждой судебной инстанции можно обжаловать в вышестоящей.

В некоторых организациях совмещение должностей являются основным способом получения заработной платы, которая устраивала бы работника. Это связано с крайне низкими окладами у представителей медицинских специальностей, различных образовательных заведений, к примеру, художественных, музыкальных школ, дворцов детского и юношеского творчества и подобных структур.

Довольно часто в них оказываются трудоустроенными лица, которые работают на нескольких должностях, — завхоза, технического специалиста, электрика, сантехника, костюмера, библиотекаря и подобных. При этом чёткого разделения по времени выполнения тех или иных обязанностей в таких организациях чаще всего не существует. Работники просто получают несколько окладов, хотя редко бывают на рабочих местах более 8-ми часов в сутки.

Судебная практика по делам, связанным с совместительством

Решение № 2-2677/2019 2-2677/2019~М-1312/2019 М-1312/2019 от 24 июня 2019 г. по делу № 2-2677/2019 Красносельского районного суда Санкт-Петербурга показывает особенность ситуаций с совмещением для увеличения жалованья. Руководство «Детской школы искусств» Красносельского района приняло решение об изменении штатного расписания и увольнении нескольких сотрудниц с некоторых из занимаемых ими должностей. В результате несколько уволились по собственному желанию, а несколько были уволены со своих должностей по сокращению штатов.

Недовольные сложившимися обстоятельствами граждански подали коллективное исковое заявление в суд. В нём увольнение по собственному желанию было названо совершённым под давлением. Бывшие сотрудницы образовательного заведения сочли, что понуждение к увольнению выразилось в изменении режима работы, в результате которого они вынуждены были работу по совмещению выполнять в свободные от основного рабочего времени периоды, в силу того, что произведённое администрацией изменение привело к существенному увеличению рабочего времени.

Указали истцы на то, что ранее совмещение осуществляли параллельно основной должности, поскольку работа взаимосвязана. При этом ранее режим осуществления работы по совмещению им не устанавливался. Разумеется, с юридической точки зрения такие сетования не имеют под собой никаких оснований, поскольку на деле администрацией образовательного заведения не нарушен ни один закон и ни один нормативный акт. Суд отказал истцам в удовлетворении иска.