См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 17 мая 2018 г. N 295

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ

В целях совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам рассматривать терроризм как одну из главных и системных угроз государственной и общественной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей надзорной деятельности считать своевременное предупреждение преступлений и правонарушений террористической направленности, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

2. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главному уголовно-судебному управлению, Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел, главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в пределах компетенции:

2.1. Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законов о противодействии терроризму.

2.2. По результатам анализа состояния законности при наличии оснований проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля требований законов о противодействии терроризму, а также соответствия закону издаваемых указанными органами правовых актов в сфере противодействия терроризму.

Акцентировать внимание на обеспечении соблюдения законности при разработке, принятии, исполнении и финансировании государственных и муниципальных программ в области профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

2.3. Обеспечить постоянный надзор за исполнением законов об антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, мест массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов.

В ходе проверок давать оценку полноте и эффективности взаимодействия субъектов противодействия терроризму, а также принимаемых ими мер в целях минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов.

Добиваться реального устранения нарушений, рассматривать вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в том числе предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

2.4. Активно взаимодействовать с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальными подразделениями, аппаратом Национального антитеррористического комитета, антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

2.5. Для предупреждения и пресечения правонарушений в полной мере использовать имеющиеся полномочия, в том числе предоставленное статьей 24 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" право на обращение в суд с заявлением о признании организации террористической и ее ликвидации (запрете деятельности).

2.5.1. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму осуществлять подготовку и направление административных исковых заявлений:

о ликвидации организаций в связи с осуществлением террористической деятельности в Верховный Суд Российской Федерации;

о запрете деятельности на территории Российской Федерации созданных за рубежом организаций (объединений) в связи с их причастностью к терроризму, исходя из установленной законом подсудности.

2.5.2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам обеспечить:

подготовку и направление в суд административных исковых заявлений о ликвидации организаций в связи с осуществлением террористической деятельности, о запрете деятельности на территории Российской Федерации действующих без государственной регистрации общественных и религиозных объединений, созданных на территории Российской Федерации, в связи с их причастностью к терроризму исходя из установленной законом подсудности;

согласование проектов административных исковых заявлений с управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.6. В ходе надзорной деятельности уделять внимание исполнению законов в сфере противодействия распространению идеологии терроризма.

Для недопущения использования средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в террористических целях организовать их мониторинг, а также установить постоянное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными подразделениями.

При выявлении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к терроризму, а также иной информации, распространяемой с нарушением закона, осуществлять подготовку заключений и принимать меры по ограничению доступа к информационным ресурсам в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

При наличии оснований направлять материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании и принимать иные меры прокурорского реагирования.

2.7. Особое внимание уделять обеспечению надлежащего надзора за исполнением законов при формировании Федеральной службой по финансовому мониторингу предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к терроризму, и доведении его до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей.

Не реже одного раза в полугодие проводить сверки информации и материалов, направленных Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее межрегиональными управлениями в правоохранительные органы в порядке статьи 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", проверять полноту и всесторонность ее использования в целях выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений террористической направленности. Исходить из того, что при наличии признаков преступления такие информации и материалы подлежат проверке в порядке, установленном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). В иных случаях требовать проверки поступивших сведений оперативно-розыскным путем.

Проверять полноту и своевременность направления органами федеральной службы безопасности, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и иными органами в Федеральную службу по финансовому мониторингу в части установленной компетенции информации о наличии оснований для включения организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и исключения из него.

2.8. Не реже одного раза в полугодие проводить в уполномоченных органах (МВД России, ФСБ России, ФСИН России, ФТС России) проверки исполнения законов об оперативно-розыскной деятельности, направленной на:

предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений террористической направленности;

выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;

предупреждение и пресечение готовящихся и совершаемых террористических актов;

выявление участников незаконных вооруженных формирований, террористических организаций и сообществ, своевременное пресечение их преступной деятельности, в том числе на этапе приготовления;

установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма;

противодействие использованию средств массовой информации и сети "Интернет" в террористических целях.

Особое внимание уделять законности и обоснованности проведения оперативно-розыскных мероприятий, принятию исчерпывающих мер, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, эффективности межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, обеспечив проверку соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

2.9. Осуществлять своевременные предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористической направленности.

2.10. В ходе осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия добиваться, в том числе мерами прокурорского реагирования, законности процессуальных решений, соблюдения разумных сроков уголовного судопроизводства, эффективности взаимодействия следственных и оперативных подразделений и полноты принимаемых мер для установления и своевременного задержания лиц, причастных к организации и совершению преступления, выявления и пресечения источников и каналов финансирования терроризма, устранения причин и условий, способствовавших террористической деятельности.

2.11. Обеспечить своевременную проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия либо прекращении уголовного дела (уголовного преследования). Оценку принятому процессуальному решению давать по результатам изучения материалов уголовного дела, а в случае приостановления предварительного следствия по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части первой статьи 208 УПК РФ, - с одновременным изучением материалов соответствующего дела оперативного учета.

2.12. Поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях террористической направленности поручать наиболее опытным и квалифицированным работникам.

Обеспечить своевременное апелляционное и кассационное обжалование незаконных и необоснованных судебных решений по этим делам, а также направление в суд соответствующей инстанции заключений о возобновлении производства по ним в порядке главы 49 УПК РФ при выявлении новых либо вновь открывшихся обстоятельств, влекущих отмену или изменение судебных решений.

2.13. Осуществлять систематический надзор за исполнением законов о противодействии терроризму в деятельности ФСИН России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

В ходе проверок акцентировать внимание на:

выявлении и пресечении фактов нахождения у осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также в библиотеках, молельных комнатах и иных помещениях исправительных учреждений литературы, документов либо информации на любых носителях, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих ее необходимость, а также содержащих пропаганду идей терроризма;

выявлении и пресечении фактов нахождения у осужденных и лиц, содержащихся под стражей, средств мобильной связи и иных вещей и предметов, позволяющих бесконтрольно использовать возможности средств связи, в том числе сети "Интернет", в целях осуществления террористической деятельности;

проведении надлежащей воспитательной, профилактической и иной работы с лицами, придерживающимися радикальных взглядов, изучающими, пропагандирующими и распространяющими идеологию терроризма;

своевременном информировании уполномоченных органов о фактах террористических проявлений в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;

исполнении возложенных законом обязанностей по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию готовящихся, совершаемых и совершенных в исправительных учреждениях правонарушений и преступлений террористической направленности.

По каждому факту выявленных нарушений законов незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования, добиваться реального устранения причин и условий, им способствовавших, принципиально ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

2.14. Наиболее актуальные проблемы противодействия терроризму обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, межведомственных совещаниях, по результатам которых разрабатывать дополнительные меры, направленные на обеспечение законности и укрепление правопорядка в данной сфере.

2.15. В установленном порядке информировать средства массовой информации и общественность о работе органов прокуратуры по противодействию террористической деятельности.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам:

3.1. Специальные донесения о преступлениях террористической направленности, перечень которых определяется на основании ежегодно утверждаемого совместного указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности", а также последующую информацию о результатах следствия и судебного разбирательства по уголовным делам об этих преступлениях направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3.2. При проверке законности и обоснованности процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении расследования и прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в случае согласия с принятыми решениями их копии не позднее 45 дней с момента поступления прокурору направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму. О преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1 (только в части финансирования терроризма), 205.4, частью 1 статьи 208, частью 4 статьи 211, статьями 277 - 279, 281, 355, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, одновременно направлять материалы проверок и уголовные дела с заключениями о законности принятых решений.

3.3. Оперативно информировать управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму о результатах судебного рассмотрения уголовных дел о преступлениях террористической направленности с приложением копий итоговых судебных решений, вступивших в законную силу, а при апелляционном обжаловании судебных решений - копий апелляционных представлений и принятых по результатам их рассмотрения апелляционных определений (постановлений, приговоров).

3.4. Копии всех актов прокурорского реагирования и ответов о результатах их рассмотрения по вопросам соблюдения законности при осуществлении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия терроризму, а также по нарушениям, выявленным при проведении проверок, регламентированных подпунктами 2.7 и 2.13 настоящего приказа, оперативно направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

4. Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел, главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам в соответствии с компетенцией информацию о возбуждении уголовных дел о преступлениях террористической направленности, а также о результатах их расследования и судебного рассмотрения (с приложением копий вступивших в законную силу судебных решений) оперативно направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

5. Главному управлению международно-правового сотрудничества в соответствии с компетенцией обеспечить участие органов прокуратуры в выполнении обязательств и реализации прав Российской Федерации, вытекающих из международных договоров и соглашений, законов Российской Федерации по вопросам выдачи, правовой помощи по уголовным делам о преступлениях террористической направленности, а также по другим вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

6. Военным прокурорам:

6.1. В соответствии с настоящим приказом и организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора обеспечить системный надзор за исполнением законов о противодействии терроризму в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

6.2. Проекты административных исковых заявлений, предусмотренных подпунктом 2.5.2 настоящего приказа, согласовывать с Главной военной прокуратурой.

6.3. Специальные донесения, копии судебных решений, заключения, материалы проверок и уголовных дел, копии актов прокурорского реагирования, указанные в подпунктах 3.1 - 3.4 настоящего приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.

7. Контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законов о противодействии терроризму возложить на управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

Контроль за организацией прокурорского надзора и работой военных прокуратур в сфере противодействия терроризму осуществлять Главной военной прокуратуре.

Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму разработать и направить в нижестоящие прокуратуры типовую схему полугодовой (годовой) докладной записки, предусмотренной пунктом 8 настоящего приказа, с детализацией разделов, подлежащих отражению.

8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам (за исключением военных прокуроров) по итогам полугодия и года не позднее 25 июля и 25 января направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму докладные записки об исполнении законов о противодействии терроризму и практике прокурорского надзора в этой сфере, включая вопросы уголовно-судебной практики.

Информацию в части формирования и анализа судебной практики одновременно представлять в Главное уголовно-судебное управление.

Военным прокурорам окружного звена направлять докладные записки не позднее 20 июля и 20 января в Главную военную прокуратуру. Главной военной прокуратуре сведения по вопросам формирования и анализа судебной практики не позднее 25 июля и 25 января направлять в Главное уголовно-судебное управление.

9. Главной военной прокуратуре, Главному уголовно-судебному управлению не позднее 5 августа и 5 февраля направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму обобщенную информацию об исполнении законов о противодействии терроризму и о практике прокурорского надзора на этом направлении в пределах компетенции.

Главному управлению международно-правового сотрудничества, Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел, главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам в те же сроки представлять в пределах компетенции в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму информацию о проделанной работе в сфере противодействия терроризму.

10. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму по итогам полугодия и года обобщать и анализировать информацию об исполнении законов о противодействии терроризму, работу органов прокуратуры и практику прокурорского надзора в этой сфере, результаты докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации соответственно до 15 августа и 15 февраля.

11. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 N 339 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" признать утратившим силу.

12. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

13. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА