28 июля 1997 года N Пр-1264

------------------------------------------------------------------

ПИСЬМО

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", принятый Государственной Думой 24 июня 1997 года и считающийся одобренным Советом Федерации.

Отдельные положения Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее именуется - Закон) противоречат Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Пункт 4 статьи 1 Закона устанавливает, что залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества может возникать лишь постольку, поскольку их оборот допускается федеральными законами. Закрепление данной нормы приводит к ситуации, когда ипотека фактически не допускается, так как иными федеральными законами может быть установлен запрет на залог отдельных объектов недвижимого имущества (земельных участков, квартир и пр.), что противоречит статье 334 Гражданского кодекса, где сказано, что залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке. Никаких иных ограничений данной статьей Гражданского кодекса не установлено.

В этой связи обращает на себя внимание положение статьи 63 Закона, не допускающее ипотеку земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения, земель крестьянских (фермерских) хозяйств. Данная норма противоречит пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса, устанавливающему, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах, поскольку Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" к числу названных законов отнести нельзя.

Далее, в статье 2 Закона сказано, что ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле - продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Данная норма позволяет устанавливать в иных федеральных законах запрет на обеспечение исполнения обязательств залогом недвижимости, что является неправомерным.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона ипотека может быть установлена на имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности или хозяйственного ведения. Таким образом, казенное предприятие либо учреждение как субъекты гражданских прав, имущество которых находится на праве оперативного управления, не могут быть предметом ипотеки, что является нарушением права собственника на распоряжение своим имуществом.

Часть 2 пункта 3 статьи 6 Закона предусматривает, что решения о залоге недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и не закрепленного на праве хозяйственного ведения, принимаются Правительством Российской Федерации или правительством (администрацией) субъекта Российской Федерации. Данная норма нарушает статью 11 Конституции Российской Федерации о том, что государственную власть в субъектах осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Установление в Законе ограничения права выбора субъектом Российской Федерации органа, правомочного распоряжаться собственностью субъекта, включая принятие решений о залоге, является недопустимым.

Пункт 2 статьи 13 Закона определяет закладную как ценную бумагу, что противоречит статье 143 Гражданского кодекса дающей определение ценным бумагам, к числу которых относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги, а также другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Кроме того, Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" не содержит норм, позволяющих отнести закладную к числу ценных бумаг.

В пункте 2 статьи 41 Закона установлено правило, согласно которому в случае конфискации имущества, являющегося предметом ипотеки, ипотека сохраняет силу. Данная норма противоречит пункту 2 статьи 354 Гражданского кодекса, где сказано, что в случае конфискации имущества, являющегося предметом залога, залог в отношении этого имущества прекращается и залогодержатель вправе требовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства.

Глава IV Закона, посвященная государственной регистрации ипотеки, является предметом регулирования отдельного закона, поскольку пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса предусматривает обязательную государственную регистрацию права собственности, других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, и в соответствии с пунктом 6 названной статьи порядок государственной регистрации устанавливается законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В статьях 57 - 59 Закона определен порядок проведения публичных торгов по продаже заложенного имущества, хотя данный вид торгов достаточно подробно изложен в статьях 447 - 449 Гражданского кодекса. В связи с этим, дублирование положений Гражданского кодекса в Законе представляется нецелесообразным.

Далее, в статье 77 Закона установлено, что в случае приобретения жилого дома или квартиры за счет кредита банка или иной кредитной организации данные объекты считаются находящимися в залоге с момента государственной регистрации договора купли - продажи дома или квартиры. Данная норма ограничивает закрепленную в статье 329 Гражданского кодекса свободу выбора способа обеспечения исполнения обязательств и вместе с тем оставляет вопрос о необходимости заключения договора о залоге недвижимого имущества.

В целом Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" имеет многочисленные технико-юридические погрешности и внутренние противоречия и не может быть принят без его существенной доработки.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
28 июля 1997 года
N Пр-1264