Выходные пособия и их начисление на основании положений ст. 178 ТК РФ

Выходные пособия и их начисление на основании положений ст. 178 ТК РФ

Выходное пособие в России существует преимущественно формально. В случае, если работник увольняется в связи с сокращением штатов или ликвидацией организации, полагается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Если учесть, что зарплаты в стране крайне низкие, то станет понятным, что это просто подачка, которая выполняется для того, чтобы создать видимость заботы об увольняемых гражданах. За работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не выше двух месяцев со дня увольнения.

Регулируется начисление выходных пособий на основании положений ст. 178 ТК РФ. В ней есть приписка о том, что в каких-то исключительных случаях срок начисления выходного пособия увеличивается до трёх месяцев, что происходит по решению сотрудников центра занятости населения, при условии того, что уволенный работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Особенности выплаты выходных пособий и связанные с ними вопросы

Существуют и выходные пособия в размере среднего заработка за две недели. Такая сумма назначается в случаях, которые перечислены во второй части рассматриваемой статьи. Перечень является исчерпывающим, какие-то другие основания сами стороны трудового договора в него внести не могут.

В основном это все те причины, когда инициатива увольнения не исходила от участников трудовых отношений, к примеру, работника призвали на службу в армию, а так же несколько оснований, регулируемых ст. 77 ТК РФ. Так, если работник откажется от изменений в трудовом договоре, то он подлежит увольнению по п. 7 ст. 77 ТК РФ. Это одна из самых изумительных причин для увольнения. Позволяет уволить любого.

Вызывает к себе работодатель программиста и предлагает ему ознакомиться с изменёнными условиями трудового договора, — отныне он будет не только программировать, но и участвовать в прокладке проводов и монтаже ЛВС.

Мы специально используем пример, который не даёт однозначного представления о том, относится это к области обязанностей программиста или нет. Но доказать, что такие обязанности не имеют отношения к тому, что делают программисты будет намного сложнее, чем то, что программист не обязан красить заборы. В любом случае, работодатель предлагает работнику что-то такое, что делает его жизнь невыносимой.

Продолжим этот пример. Инженер думает, что в каком-то смысле проектирование и монтаж ЛВС даже дадут ему нужный опыт, позволят участвовать в интересных проектах. И в общем-то всё равно, чем именно заниматься на рабочем месте, если работа связана с IT. Но это не соответствует действительности...

Работодатель тут же издаёт приказ о ненормированном рабочем дне. В результате с программиста начинают спрашивать ещё и как с инженера смежной специализации, а заработную плату не увеличивают, просто предлагают работать по 10-12 часов в сутки, объясняя это ненормированным рабочим днём, который компенсируется дополнительной неделей к отпуску.

Чаще всего всё это творчество менеджмента никак не отражают в трудовом договоре, просто издают приказы. Если же работник заявляет, что эти приказы противоречат условиям трудового договора, то издают и приказ об их изменении. В случае отказа работника от подписания обновлённого трудового договора, со всеми дополнительными соглашениями, его могут уволить по основаниям п. 7 ст. 77 ТК РФ. И вот в этом-то случае, ему и заплатят выходное пособие в размере заработка за две недели.

Ничего хорошего для граждан в этом нет, но в конечном итоге выглядит даже в качестве заботы о них. Две недели-то оплатят...

К этому все привыкли, с этим все почему-то смирились и даже любую альтернативную точку зрения иногда называют подрывающей устои нашего государства.

Право работника на выходное пособие является императивным. Никакие основания не могут его отменить или изменить в сторону, которая не выгодна работнику. Но с одной оговоркой... Всё это великолепие полагается только в том случае, если работодатель является юридическим лицом. Если в его роли выступает физическое лицо, то выходное пособие определяется трудовым договором.

Однако он не может содержать условия, которые противоречат законодательству РФ. Такая форма ближе к той, которая принята на Западе. В ЕС и США основополагающим является трудовой договор, а размер выходного пособия превышает размер пособия в России не менее, чем на порядок, с учётом покупательной способности национальной валюты.

Наше законодательство не препятствует тому, чтобы трудовой договор или коллективный договор устанавливали бы более высокие размеры выходного пособия. В таком случае у работодателя возникает теоретическая обязанность их выплатить, а если юридическое лицо ликвидируется, то условия о более высоком выходном пособии должны быть принятыми к сведению арбитражным управляющим.

Это же относится и к трудовым договорам, заключенным на срок менее двух месяцев. По общему правилу положения о выходном пособии на них не распространяется, но коллективный договор может установить иные правила.

Не все правила правильные или разумность и соразмерность в понимании ВС РФ

Правда, не следует надеяться на то, что если в трудовой договор включено условие о выплате выходного пособия или компенсации, которые отличаются от установленных законом в большую сторону, то платежи обязательно произведут. Могут этого и не сделать, даже не станут очень сильно утруждать себя обоснованием причин для отказа. Нет, потому что — нет, потому что Россия — страна казённая, жаловаться у нас можно, но бесполезно.

Любому, кто не верит в обоснованность такого заявления, мы рекомендуем обратиться к определению от 30 мая 2014 г. СК по гражданским делам ВС РФ по делу 5-КГ14-43. Суть в том, что у гражданина был очень хороший трудовой договор с его работодателем. На основании п. 5.1.2 этого договора предусматривалась выплата при увольнении работника по любым основаниям, предусмотренным ТК РФ, в размере двенадцати окладов.

Это не такое уж и большое чудо в нашей стране. Не обязательно, чтобы работник был суперменом со связями. Такого условия могла добиться и профсоюзная организация, как небольшую гарантию того, что администрация не будет стремиться вынуждать работников уходить по собственному желанию.

В данном примере работник уволился по основаниям п. 3 ст. 77 ТК РФ. Это увольнение по инициативе работника. Однако работодатель даже не подумал выплачивать эти деньги. Тогда работник обратился в суд, но ни в одном суде не нашёл понимания. Он требовал и выплату ему выходного пособия, и компенсацию за задержку, и компенсацию морального ущерба, но в судах просто заявили о том, что не дадут.

Ещё суд первой инстанции сослался на положения статей 164, 178 ТК РФ и исходил из того, что трудовой договор, предусматривающий выплату выходного пособия, не влечет за собой удовлетворение заявленных требований, поскольку оснований для предоставления истцу существенных преимуществ перед другими работниками нет. При чём тут другие работники? Но такая была формулировка.

Размер выплаты был назван не отвечающим принципу соразмерности, разумности и обоснованности, потому что он в несколько раз превышал размер уставного капитала. Однако в России минимальный размер уставного капитала и сегодня 10 тыс. рублей. Значит любые требования работников, которые выше 30-40 тыс. у нас несоразмерны и неразумны?

Даже судьи ВС РФ не понимают, что если в договоре имеется пункт, то он должен быть выполнен. Он появился в нём не просто так. И не важно, кто работник, важен принцип договорного права, которое в данном случае пересекается с трудовым. Но в России все готовы прикрываться высокопарными словами о разумности так, как это выгодно тем, кому надо.

В итоге весь этот лепет суда начальной инстанции был одобрен судом апелляционной, а потом и ВС РФ.