Трудовое законодательство состоит из ТК РФ и всех других ФЗ, а так же указов президента и постановлений правительства, которые так или иначе относятся к вопросу трудовых отношений. Сущность всей совокупности законов и иных нормативных актов должна находиться в соответствии с правовыми принципами и нормами основного закона, которым является Конституция страны.
Само по себе наличие большого количество источников правового регулирования непременно порождает:
- противоречие различных норм;
- не соответствие каких-то отдельных норм содержанию статей Конституции или ТК РФ.
Поэтому должны существовать правила, которые зададут иерархию законодательства. В ТК РФ эту задачу решает ст. 5. Она является аналогом ст. 3 ГК РФ, которая устанавливает сходные приоритеты в гражданском праве.
Сущность правовых норм ст. 5 ТК РФ
Наиболее характерным правилом этой статьи следует считать отношение к противоречиям новых ФЗ и статьям ТК РФ. Принятие закона, который будет устанавливать правила, отличные от тех, что установлены Кодексом, допустимо только в том случае, если в Кодекс будут внесены соответствующие изменения. Для этого, а так же для признания некоторых положений утратившими силу, должны быть приняты отдельные федеральные законы.
Однако от момента принятия законов, конфликтующих с содержанием трудового законодательства до изменений последнего может пройти довольно много времени, что неизбежно ведёт к появлению путаницы.
Большую проблему создаёт и то, что отдельные субъекты федерации могут принимать свои нормативные акты, которые имеют отношение к трудовому праву. В случае, если они противоречат ТК РФ, то отменить постановления, распоряжения и законы регионального характера могут не только высшие суды республик или ВС РФ, но и суды общей юрисдикции.
Если областная или городская дума принимает постановление или закон, относящиеся к трудовым отношениям, особенностям начисления заработной платы в регионе и подобные, но эти нормативные акты противоречит статьями ТК РФ и иными нормативными актами федерального значения, то лицо, считающее свои права нарушенными, может обратиться в суд с иском об отмене постановлений или законов в той части, где имеется противоречие. Достаточно важными здесь являются положения о подсудности.
Общий же характер того, как производится оспаривание нормативных актов, определён в Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 50.
При его создании ВС РФ руководствовался ст. 126 Конституции, ст. ст. 2 и 5 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ», а из его содержания станет ясным, что к компетенции ВС РФ, судов общей юрисдикции и суда по интеллектуальным правам отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, изданных законодательными собраниями или парламентами субъектов федерации, если они противоречат вышестоящим законам.
Однако для появления искового заявления нужно, чтобы кто-то с ним обратился к суду. В противном случае нормативные акты остаются действующими. Не исключено, что в настоящее время в РФ их достаточно много, но они до поры остаются незамеченными судами.
Вторая часть ст. 5 ТК РФ указывает на то, что трудовые отношения регулируются ещё и коллективными договорами, как и соглашениями между полномочными представителями работников и работодателей. Они так же могут содержать нормы, вступающие в противоречие с другими нормативными актами, призванными регламентировать трудовые отношения в стране или отдельном регионе. Порядок их обжалования в таком случае идентичен.
Судебная практика по ст. 5 ТК РФ
В судебных решениях, определениях и постановлениях, данная статья упоминается в качестве основания для того, чтобы выработать отношение к какому-то нормативному акту, который рассматривается в рамках делопроизводства.
Достаточно красноречиво особенность применения ст. 5 ТК РФ в судебной практике показывает дело № 127-АПГ14-10, определение по которому было вынесено 29.10.2014 г. СК ВС РФ по административным делам. Ранее было принято постановлении Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 г. № 2025/-6/14.
Основным его недостатком был п. 2, который создавал правило переходного периода. Согласно нему до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Крым увольнения должно были осуществляться в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия в РФ Республики Крым.
Уволенный уже после вхождения Крыма в Россию по КЗоТ Украины начальник юридического отдела одного из издательств республики опротестовывал это решение в судах, но не нашёл понимания в суде апелляционной инстанции. Однако высший суд РФ вынес решение о том, что республиканский Государственный совет проявил излишнюю активность в области законотворчества. Поэтому все решения в той части, где применяется украинское законодательство на территории РФ, были отменены, а истец восстановлен в должности.