Срок трудового договора в свете положений ст. 58 ТК РФ

Срок трудового договора в свете положений ст. 58 ТК РФ

По отношению к длительности действия трудовые договоры могут быть срочными и бессрочными. Первые заключаются на какой-то срок и это должно быть обосновано наличием соответствующих причин. К примеру, временный работник берётся на время отсутствия основного или выполнения работы, которая имеет определённые критерии готовности и не свойственна основной деятельности работодателя.

Максимальный срок действия стандартного трудового срочного договора — пять лет. Превышение этого периода возможно только при наличии веских к тому оснований, в случаях прямо указанных Кодексом или иным федеральным законом.

Длительность бессрочных трудовых договоров не ограничена во времени. На их основании и трудятся лица, которые могут сказать о себе, что они имеют постоянное место работы. Раскрывается понятие «срок трудового договора» и определяется регулирование возможности заключения срочных договоров в ст. 58 ТК РФ.

Особенности регулирования сроков трудовых договоров

В первой части рассматриваемой статьи законодатель определяет сами понятия и устанавливает положение о том, что в некоторых случаях возможно заключение срочного договора.

Во второй же вводятся довольно существенные ограничения на право заключения срочного договора. Это возможно лишь тогда, когда существуют веские причины для невозможности установления трудовых отношений на неопределенный срок.

В качестве оснований могут выступать особенности характера предстоящей работы или условия её выполнения. При этом работодатель не может соотнести с такой особой любую работу. Дело в том, что общее правило детализировано в ч. 1 ст. 59 ТК РФ, которая устанавливает виды работ, что по своему характеру и условиям выполнения относятся к работам, для выполнения которых заключается именно срочный договор. Поэтому при его заключении необходимо привести ссылку на одну из причин, соответствующих конкретной ситуации.

Допускается возможность заключения срочного договора по соглашению сторон при отсутствии обстоятельств, определяющих характер и условия работы, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК РФ. Если при заключении срочного договора не указан срок окончания его действия, то договор считается бессрочным.

Итак, срочный трудовой договор заключается в случаях, которые прямо указаны в ст. 59 ТК РФ на срок, не превышающий пять лет. Если работодатель расширенно трактует свои возможности в этой области, то в суде срочный договор могут признать бессрочным.

Одним из типов такой произвольной трактовки является порождение среднего типа между испытательным сроком и срочным договором, когда работника сначала берут по срочному договору, к примеру, на год и говорят о том, что если он хорошо себя зарекомендует, то может быть его возьмут в штат на постоянной основе.

Это делается в надежде на то, что работник позволит максимально себя эксплуатировать, будет проявлять рвение, а потом просто кончится срок действия трудового срочного договора, и с ним можно будет беспрепятственно расстаться. После этого ищется новый работник, полный надежд и готовый проявить себя с лучшей стороны.

Превратиться в бессрочный срочный договор может в силу следующих причин:

  • работодатель считал договор срочным, но обхитрил сам себя и не проставил в нём дату окончания действия договора;
  • ни одна из сторон не выступила инициатором прекращения отношений в день, когда вышел срок действия трудового договора;
  • изначальное отсутствие легитимных оснований для заключения срочного договора.

Однако нужно иметь в виду, что современные работодатели уже давно избавлены от потребности каким-то образом обыгрывать тему срочных договоров. Многие считают это не нужным, поскольку можно устанавливать отношения с работниками и при этом заключать не трудовые договоры, а так называемые договоры ГПХ, т. е. явные или скрытые договоры подряда или оказания услуг, которые порождают форму отношений, что в каком-то смысле приравниваются в трудовым.

В этом плане все имеющиеся гарантии, которые устанавливаются ТК РФ, с лёгкостью обретают обратный потенциал. Так, ч. 6 ст. 58 ТК РФ направлена на обеспечение защиты прав работников в случаях неправомерного заключения с ними срочных договоров.

В сущности она запрещает заключение таковых ради уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, заключивших трудовой договор на неопределенный срок. Но современные работодатели ничего не предпринимают для отмены этой части. Вместо этого они исследуют, какие перспективы даст им навязывание всей стране особого режима уплаты налога на профессиональный доход и те же самые пресловутые договоры гражданско-правового характера.

Существуют дополнительные гарантии защиты прав работников? Ну и ладно... Они учатся обходиться одними подрядчиками, а устроиться на обычную работу становится неимоверно трудно.

Если работодатель заключил срочный трудовой договор в силу того, что через год в организации запланировано большое сокращение штатов или работник имеет только временную регистрацию по месту проживания, то трудовой договор должен быть признан судом договором с неопределенным сроком.

Обоих причин заключения договора срочного типа нет в законодательстве, явно прослеживается стремление работодателя уйти от обязанности выплачивать установленные законом компенсации в случае увольнения.

Произойти полностью легитимное признание срочного договора соглашением с неопределенным сроком может только в суде, а не в каким-либо ином органе. Не будем забывать, что далеко не во всех случаях работники стремятся решать подобные споры в судебных инстанциях.

Всё сказанное выше вовсе не говорит о том, что срочный договор — это какое-то абсолютное зло или полулегальное соглашение. Если у него существуют законные основания и его оформление не вызывает сомнений, то это вполне легитимный правовой акт. На его основании работник должен выполнять обязанности, вытекающие из условий такого договора, а работодатель производить оплату.

После завершения срока, указанного в договоре, он расторгается. Инициатива этого может исходить от любой из сторон. При этом у работника нет оснований для того, чтобы требовать продолжения отношений.

В случае истечения срочного договора стороны могут заключить новый, если возникло стремление продолжить отношения, но не могут перезаключить срочный или продлить срок его действия. Действующее трудовое законодательство не содержит для того никаких норм и правил.

Заключение нового срочного договора возможно только при наличии обстоятельств, предусмотренных в ч. 1 ст. 59 ТК РФ, или по соглашению сторон в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК РФ.

Продление срока возможно только тогда, когда это не ухудшает, а улучшает положение работника. Данные ситуации предусмотрены ст. ст. 261, 332 и 338 ТК РФ.

К примеру, ст. 261 ТК РФ устанавливает нормы, применимые при истечении срочного трудового договора в период беременности женщины. Если она обращается с соответствующим письменным заявлением, к которому приложены необходимые медицинские документы, то работодатель должен продлить срок действия трудового договора до окончания беременности.

В случае установления многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции, трудовой договор может быть признан заключенным на неопределенный срок. Об этом говорит п. 14 ПП ВС от 17.03.2004 № 2.

Однако постановления судов апелляционной инстанции время от времени указывают на то, что иногда нижестоящие суды выносят решение в пользу работодателя, ссылаясь, в частности, на то, что срочные договоры были заключены на основе добровольного согласия сторон.

Судебная практика в области отношения работников и работодателей к срокам трудовых договоров

Что ждёт работодателя, если он нарушит данные требования? Ответ на этот вопрос содержится в определении № 41-КГ14-10 от 27 июня 2014 г. СК по гражданским делам ВС.

Высший суд признал, что в отношении работницы нарушены нормы ст. ст. 58 и 79 ТК РФ в части несоблюдения процедуры уведомления за три дня до окончания срока договора от 8 декабря 2008 г., заключенного на 1 год до 7 декабря 2009 г. В силу ч. 2 ст. 58 ТК РФ, если отсутствует требование хотя бы одной стороны договора о его расторжении в связи с истечением срока действия, такой трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Кроме того, в дополнительном соглашении работодатель указал, что между сторонами заключается договор путем внесения существенных изменений в п. 2.2 трудового договора от 8 декабря 2008 г. Таким образом, договор был продлен с 8 декабря 2008г. по 7 декабря 2011 г.

Поскольку ТК РФ не предусмотрена возможность продления срока срочного договора, кроме случая, предусмотренного ч. 8 ст. 332 ТК РФ, продление срока договора означает признание работодателем этого договора бессрочным и влечет за собой последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 58 ТК РФ.

Другими словами, работодатель «продлевает» срочный договор и думает, что так можно. Это и подобные действия порождают спор, в результате которого суд признаёт, что с работником был заключен обычный бессрочный договор, поэтому и уволен он незаконно. А уже это влечёт за собой восстановление на рабочем месте с оплатой всех дней вынужденного прогула.

В данном же определении было отмечено, что при многократности заключения срочных договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом соответствующих обстоятельств дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок. При этом высший суд ссылался на разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. № 2.

В целом в российской судебной системе пока ещё сохраняется традиция защиты интересов работников, а общая практика показывает, что в сфере трудовых отношений работодатели массово стремятся к установлению произвола. При этом большая часть судебных решений связана с частичным удовлетворением требований работников и сведением к минимуму сумм компенсации морального вреда.

Примером может служить решение № 2-221/2020 2-221/2020~М-175/2020 М-175/2020 от 14 апреля 2020 г. по делу № 2-221/2020 Ванинского районного суда Хабаровского края.

Некая гражданка обратилась в суд с иском к местному обществу о признании приказа о расторжении трудового договора незаконным, признании записи в трудовой книжке недействительной, восстановлении на работе, обязании предоставить учебный отпуск, взыскании среднего заработка за время учебного отпуска, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что между ней и работодателем заключен бессрочный трудовой договор. 03.02.2020 она написала заявление о предоставлении учебного отпуска, но позже почтовым отправлением получила от общества уведомление о прекращение срочного договора, а также трудовую книжку, в соответствии с которыми она была уволена 25.02.2020 на основании п. 2 ст. 77 ТК РФ.

Суд признал доводы ответчика о том, что трудовой договор был заключен до исполнения определенной работы на объекте в бухте несостоятельными, поскольку трудовой договор, заключенный между сторонами, не содержит условий о заключении его на определенный срок, в том числе на период исполнения определенной работы. Напротив, в договоре прямо указано, что он заключён на неопределённый срок.

Исковые требования работницы к Обществу о признании приказа незаконным, признании записи в трудовой книжке недействительной, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, су решил удовлетворить частично.

Компенсацию морального вреда суд назначил всего в 5 тыс. рублей. Вот по этой причине работодатели и делают всё, что сочтут нужным. Работница же заявляла требования компенсации всего в 15 тыс. рублей.

На самом же деле незаконные действия работодателей в этой области можно было бы пресечь только в том случае, если увольнение по надуманным требованиям влекло бы за собой компенсацию морального вреда в районе 500 тыс. рублей. В противном случае, особенно когда суды произвольно меняют иски граждан в части суммы компенсаций, все попытки введения дополнительных гарантий по защите прав работников носят характер абсолютной проформы.