Секрет производства и исключительное право на него ст. 1465 ГК РФ

Секрет производства и исключительное право на него ст. 1465 ГК РФ

1 января 2008 года утратила силу ст. 139 и была изменена ст. 128 ГК РФ. Это произошло в результате вступления в силу ФЗ от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ». Она содержит раздел, посвящённый защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, устанавливающий положения о таких правах, которые редко интересуют обычных граждан, в том числе и занимающихся коммерческой деятельностью. Это авторское и патентное право, производственный секрет и подобное.

Одним из наиболее важных аспектов в этой сфере является ноу-хау, о котором многие слышали, но мало кто понимает, что это такое. Долгое время не только в российском, но и законодательстве множества других стран эта тема оставалась дискуссионной. В РФ результатами многолетней полемики и стало появление этой части Кодекса.

Регулированию ноу-хау в ней происходит на основании положений статей гл. 75 о праве на секрет производства (ноу-хау). Открывается она ст. 1465 ГК РФ, которая даёт обобщённое определение того, что такое ноу-хау.

Что такое ноу-хау

Это сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие ценность для тех, кто владеет полезной информацией в тайне от других лиц. Разумеется, судить о том, что важно для предприятия в этой области могут только заинтересованные лица, сами владельцы бизнеса и их сотрудники. Ценность же возникает именно в силу того, что по отношению к такого рода сведениям устанавливается режим коммерческой тайны.

Логика довольно понятна. Если определённый круг лиц знает о том, как создавать какие-то вещи наиболее эффективным образом, то они могут «обойти» конкурентов, организовав за счёт использования результатов интеллектуальной деятельности такую производственную систему, которой ни у кого нет.

Возникновение ноу-хау в качестве юридического объекта, по отношению к которому возможна защита прав, происходит при соблюдении ряда условий. Основным из них является введение режима коммерческой тайны. Он предусматривает, что сотрудники компании подписывают соглашение о том, что они знают какие-то служебные секреты, которые их работодатель, как владелец исключительных прав, требует хранить в тайне, и согласны не разглашать информацию.

Патентное право и ноу-хау

Традиционной системой защиты изобретений является получение на них патентов. Соответствующее право предусматривает, что изобретение получает описание, а патент даёт защиту от того, чтобы результат интеллектуальной деятельности использовался другими лицами без получения на то официального разрешения. Патентная система защищает РИД страхом судебного преследования.

Ноу-хау же представляет собой альтернативный вариант защиты прав, предусматривающий отсутствие патента при соблюдении служебного секрета. При этом патентное право может использоваться частично, к примеру, получаются патенты на отдельные изобретения, но весь производственный комплекс и основные технологии сохраняются в качестве объектов исключительных прав, с помощью введения режима коммерческой тайны.

Ноу-хау не появляются сами по себе. За ними стоят интеллектуальные усилия членов коллектива и практическое применение систем управления, контроля качества, маркетинга.

При этом владельцы бизнеса обычно стремятся к сокрытию всего, что связано с производством товаров. Хотя ничто не может помешать работникам покинуть одного работодателя и перейти на работу к другому или организовать собственное предприятие. Дать абсолютную защиту сохранности информации не может ни один режим соблюдения секретности. Поэтому в правовой литературе способы сохранности ноу-хау иногда именуют защитой квазиабсолютного характера. Это подразумевает относительный характер самого права, возникающий в силу нестабильности правообладателя. Юридические лица имеют свойство меняться из-за реорганизации, происходят банкротства, влекущие их ликвидацию. Встречается текучка кадров, иногда связанная не только со сменой работодателя, но и страны проживания.

Сами же объекты защиты прав устаревают или признаются не имеющими реальной ценности в силу иных причин. Многие изобретения периода до 2010 года сегодня уже никого не интересуют, потому что научно-технический процесс сделал их неактуальными.

Взаимосвязь ноу-хау и режима коммерческой тайны

Существует определённые механизмы формирования исключительных прав на отдельные объекты общей системы ноу-хау. Предположим, что речь идёт про изобретение или, говоря старым язык, рационализаторское предложение. Работник, который является автором патентноспособной концепции, обращается к руководству с письменным заявлением. В нём он может обозначить сущность результатов своей интеллектуальной деятельности и предложить вариант отчуждения его авторских прав.

Возможно обсуждение идеи с руководством, в результате которого будет выбрана одна из моделей: с ним заключается лицензионное соглашение или договор на отчуждение исключительных прав, которые предусматривают вознаграждение за порождение чего-то, что способно приносить пользу. Только после этого работодатель может заявлять права на объект результатов интеллектуальной деятельности и вводить его в систему ноу-хау.

Лицензия на использование секрета производства может быть предоставлена в том числе и в рамках договора коммерческой концессии. Такое правило установлено ст. 1027 ГК РФ и подтверждается в судебной практике решением Советского районного суда г. Казани № 2-2216/2017 2-2216/2017~М-583/2017 М-583/2017 от 18 апреля 2017 г. по делу № 2-2216/2017 и решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 июля 2017 г. по делу № А33-350/2017.

Особенностью современного понимания ноу-хау является довольно ощутимая привязка положений статей ГК РФ к ФЗ № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Об этом говорит п. 57 Постановления Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ».

В области судебной практике важность режима коммерческой тайны подтверждает Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2017 г. по делу № А40-137995/2016, на основании которого можно сделать вывод о том, что лицензионный договор на секрет производства может быть признан незаключенным, если по отношению к объекту перехода исключительных прав не был введён режим коммерческой тайны. Владельцы предприятий и менеджеры могут соотнести с ноу-хау всё, что сочтут нужным. В ст. 1465 ГК РФ даётся только примерный перечень тех областей, которые имеют к этому отношение. Однако для этого им нужно ввести по отношению к объекту режим коммерческой тайны.

Законодатель создал положение, которое делают тайну основным признаком ноу-хау. К нему относятся только те объекты, которые имеют значимость в силу того, что известны одним лицам и предполагается, что они не известны другим. Это не просто знание о том, как используются какие-то технологии или модели, а те сведения, что неизвестны другим лицам, которые заняты в аналогичной деятельностью. И именно это и подтверждает введение особого режима хранения и обработки информации. В противном случае, если сам обладатель исключительных прав не предпринял никаких шагов для соблюдения секретности, то вряд ли его право на какие-то объекты сочтёт легитимным суд.