Номинальный стартовый трудовой возраст в России — 16 лет. В более раннем возрасте трудовой договор (в дальнейшем — ТД) заключить тоже можно, но с некоторыми оговорками и при соблюдении ряда условий. С 15 лет можно заниматься лёгким трудом, не причиняющим вреда здоровью, а с 14 лет — выполнять работу, которая ещё и не создаёт ущерба для учёбы, при согласии одного из родителей и органа опеки.
ТД с детьми, которые не достигли возраста 14 лет, разрешается заключать только в организациях, имеющих отношение к культуре. Так же необходимо согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства. Возрастные ограничения для юношей и детей в области заключения ТД устанавливает ст. 63 ТК РФ.
Правовая сущность трудовых отношений с несовершеннолетними
Заключение ТД с пятнадцатилетними, возможно, если ими уже получено основное образование, либо они отказались от образования в соответствии с ФЗ. Это происходит по согласию родителей и с ведома комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления. В таком случае должны быть предприняты меры, направленные на продолжение изучения несовершеннолетним материалов образовательной программы в иной форме и, с его согласия, трудоустройство. Важно, что родители несовершеннолетних, при устройстве тех на работу, должны давать своё согласие в письменной форме.
Все перечисленные правила распространяются только на граждан России. Иностранные граждане могут быть принятыми на работу лишь при достижении ими возраста в 18 лет, при наличии разрешения на работу на территории РФ.
В случае, если работодатель допустил до работы ребёнка до 14 лет или несовершеннолетнее лицо старше 14 лет, но с нарушениями предписаний ст. 63 ТК РФ, или вообще вне заключения ТД, то суд должен счесть ТД заключенным со дня фактического начала трудовой деятельности, а затем тут же отменить его. Однако, в случае устранения нарушений, если это возможно, ТД может быть заключенным вновь.
Судебная практика по ст. 63 ТК РФ
Несмотря на то, что ст. 63 ТК РФ призвана регламентировать только трудовые отношения, время о времени она упоминается в различных кассационных определениях. К примеру, 13.05.2009 года, в деле № 44-009-24, на неё ссылались автор кассационного представления — заместитель прокурора Пермского края и законный представитель осуждённого по ряду уголовных статей гражданина. При этом заместитель прокурора указывал, что в соответствии с требованиями ст. 63 ТК РФ вступать в трудовые отношения могут только лица, достигшие возраста 16 лет.
Осужденный ещё не достиг этого возраста, поэтому высказывалось мнение о том, что назначенное ему наказание по ч. 1 ст. 158 УК РФ в виде исправительных работ следует заменить обязательными работами на срок 80 часов.
Однако 9 лет лишения свободы в воспитательной колонии данный гражданин отбывал в силу того, что неправомерно завладел автомобилем и имуществом гражданина, которого убил. Наказание по ч.1 ст. 158 УК РФ, назначенное ему, представляло собой собой 6 месяцев исправительных работ с удержанием процента из заработка в доход государства.
СК по уголовным делам ВС РФ пришла к выводу о том, что при назначении наказания были учтены характер и степень общественной опасности преступлений и ряд других обстоятельств. Было отмечено, что ст. 63 ТК РФ допускает заключение ТД с лицами, достигшими возраста 15 лет, а в отдельных случаях и с лицами достигшим возраста 14 лет, а нормы ст. 8 УК РФ не содержат запрета на назначение исправительных работ несовершеннолетнему. В силу этого и ряда других причин приговор был оставлен без изменений.
Решение № 2-1306/2019 2-1306/2019~М-897/2019 М-897/2019 от 26 июня 2019 г. по делу № 2-1306/2019 Пермского районного суда связано с более гражданской и довольно традиционной ситуацией. ИП берёт на работу продавцом несовершеннолетнюю и беременную гражданку, на тот момент ещё не достигшую возраста 16 лет, но никак это не оформляет, никаких выплат в ФНС, пенсионный фонд и ОМС за неё не делает, а впоследствии не выплачивает ей заработную плату. Та подаёт заявление в суд, где, вместе со своей матерью, которая является её законной представительницей, добивается справедливости.
Суд опросил ряд свидетелей, проверил документы поставщиков ИП. Все доводы истцов подтвердились, а утверждения ответчика, который заявлял, что не брал девушку на работу, не нашли подтверждения. В результате суд обязал его оформить работницу официально, со дня фактического начала исполнения обязанностей, выплатить задолженность по зарплате и компенсацию морального вреда, которая была даже выше, чем долг по зарплате.
Видимо судьи нашли поведение предпринимателя, который слишком нагло вводил в заблуждение односельчан и суд, соответствующим тому, чтобы взять с него максимум, включая ещё и государственную пошлину.