Конституция РФ относит трудовое законодательстве к сфере совместного ведения центральной власти и органов самоуправления субъектов федерации. Об этом говорит её ст. 72.
Однако это не означает того, что существует некий коллегиальный орган, который позволяет законодательной власти в регионах разрабатывать законопроекты совместно с федеральными структурами. Достаточно того, что субъекты федерации представлены в высших законодательных органах страны. Локальным законодательным собраниям отведён достаточно узкий круг полномочий в этой области.
Основные законы в области труда принимаются на основании ч. 1 ст. 6 ТК РФ, которая содержит перечень полномочий государственных структур РФ, образующих исключительную компетенцию в правовом регулировании социально-трудовых отношений. Состоит она из определённых полномочий, которые базируются на фундаментальном характере решаемой проблематики.
Какие нормативные акты могут принимать субъекты федерации в области правового регулирования вопросов трудовых отношений
Региональным законодательным собраниям обычно отводится роль структур, способных улучшить положение определённых слоёв трудоспособного населения или пенсионеров. К примеру, ввести для какой-то групп граждан дополнительные льготы.
Это является одним из ответов на вопрос о том, почему дела, связанные с недовольством отдельных лиц постановлениями локального характера, достаточно легко решаются федеральным высшим судом в пользу истца.
Местные законодательные органы довольно часто неправильно воспринимают свою роль в области регулирования трудовых отношений и пытаются урезать доход тех работников, кто финансируется из местного бюджета. На самом деле принятие любых законов городскими, областными или краевыми думами недопустимо, если они ухудшают положение работников.
Итак, законотворчество субъектов РФ не может противоречить федеральным законам и ухудшать положение каких-либо лиц. Нормотворческие возможности регионов формируются на базе:
- локальных факторов рынка труда;
- формирования норм оплаты труда представителей бюджетной сферы;
- более детального анализа способов реализации трудовых прав, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, и создании дополнительных инструментов их реализации;
- создания региональных правовых структур в области социального партнёрства или претворения в жизнь общегосударственных решений и законов.
Разумеется, все законодательные инициативы локального характера должны подкрепляться соответствующими фондами. К примеру, областному законодательному собранию нет никакого смысла разрабатывать и внедрять свои законы о льготах, если на это нет средств в областном бюджете. В таком контексте излишняя законотворческая активность способна принести больше вреда, чем пользы.
Имеют возможность законотворческие органы субъектов РФ и в области регулирования трудовых отношений проводить опережающее нормотворчество по вопросам, которые ещё не нашли отражения ни в одном федеральном законе. Однако локальные нормативные акты в таком случае могут иметь силу только до тех пор, пока не принят соответствующий ФЗ. После этого местные постановления или законы отменяются вовсе или приводятся в соответствии с федеральным нормативным актом.
Полномочия региональных государственных органов и судебная практика по ст. 6 ТК РФ
Примером применения статьи в судебных актах следует считать определение по делу № 74-АПГ13-37, вынесенное 05.02.2014 года. Спор возник из-за Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 г. 865-3 № 631-IV «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)».
Некоторые его пункты были найдены заместителем прокурора республики противоречащими федеральному законодательству, поэтому он стал добиваться их отмены в судебных инстанциях. Таким образом дело дошло до ВС РФ, поскольку Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не хотело смириться с тем, что его сторону не занял Верховный суд республики.
Однако федеральный ВС сделал выводы о том, что нормы права республиканским ВС Республики Саха были истолкованы не верно. Дело в том, что определение норм, размеров и условий оплаты труда, а также гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не противоречит Конституции и основным федеральным законам, регламентирующим трудовые отношения, поэтому Государственное республиканское собрание имело все основания принимать на этот счёт свои нормативные акты.
Определение по делу ВС РФ ссылалось на многие статьи закона, а ст. 6 ТК РФ была выделена особо.