Право на забастовку — от Конституции до ст. 409 ТК РФ

Europe_Protest_4.jpg

Право на забастовку является конституционным и закреплено в п. 4 ст. 37 Основного закона РФ. В ней содержится определение того, что «признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку». Упоминание в тексте Конституции федеральных законов является прямой ссылкой на ТК РФ, а именно его ст. 409, которая и начинается абзацем о том, что право на забастовку закреплено Конституцией.

Однако дальнейшее содержание статьи не вселяет никакого оптимизма. Для организации забастовки необходимо провести примирительные процедуры (ст. 406 ТК РФ). Если работодатель или его представители нарушат условия выполнения соглашений (ст. 408 ТК РФ) или не выполнят решения трудового арбитража, работники или их представители вправе начать организацию забастовки, но и то в том случае, если это не противоречит ст. 413 ТК РФ. Содержится в ст. 409 ТК РФ и абзац о том, что препятствие к забастовке или понуждение к участие в ней влечёт за собой различные формы ответственности, включая уголовную. Более детально правила практической стороны вопроса организации и объявления забастовки описывает ст. 410 ТК РФ.

Мероприятия, которые должны предшествовать объявлению забастовки

Порядок организации и проведения забастовки расписан в гл. 61 ТК РФ. Посвящена она правому регулированию разрешения коллективных трудовых споров. Практически все юристы, которые имели опыт работы по правовой поддержке профсоюзов или трудовых коллективов, сходятся во мнении о том, что организовать забастовку строго по ТК РФ не просто очень трудно, но нереально вовсе. Алгоритм всех мероприятий выглядит следующим образом:

  • для утверждения требований организуется собрание или конференция всех работников, после чего они отправляются работодателю (ст. 399 ТК РФ);
  • в течение двух дней работодатель обязан дать свой ответ работникам или органу, представляющему их интересы (ст. 400 ТК РФ);
  • требования поступают на рассмотрение примирительной комиссией (ст. 401 ТК РФ);
  • если примирительной комиссии не удаётся примирить стороны, то создаётся протокол разногласий, который передаётся в трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ);
  • результатом работы примирительной комиссии или трудового арбитража становится соглашение сторон, если конфликт удалось урегулировать на начальном этапе примирения, или решение арбитража. И то и другое является обязательным для исполнения, но сам его характер может сохранить недовольство трудового коллектива. Только в таком случае трудовой коллектив или орган, полномочный представлять его интересы, вправе объявить об организации забастовки.

Сроки между различными этапами не такие уж и большие, но организация мероприятий, которые охватят всё то, что требует законодательство, потребует довольно серьёзных усилий. Примирительная комиссия, о которой шла речь выше, в Кодексе называется трёхсторонней. Это означает, что в её состав входят представители трудового коллектива, администрации предприятия и государственных органов, полномочных решать вопросы трудовых споров. На практике времени потребует даже утверждение состава.

Не меньшие трудности вызывает и организация собрания членов коллектива, на котором присутствовало бы не менее половины от всех работников. Многие из них просто испугаются последующих санкций, поэтому на такое собрание не придут.

Работодатель должен быть предупреждён о начале забастовки не позднее, чем за пять дней до её начала. В решение о проведении забастовки должен быть указан перечень разногласий сторон, являющихся причиной, дата её начала, число участников и наименование органа, возглавляющего забастовку.

Организовать всё это в условиях РФ, где большая часть предприятий обходится без коллективного трудового договора и локальных профсоюзных объединений, возможным не представляется. Поэтому законные забастовки в современных условиях являются большой редкостью. Реальные же происходят по другим сценариям.

Примеры современных забастовок

Одним из способов организовать скрытую забастовку, которую традиционно именуют итальянской, является изучение норм, правил и предписаний, которые позволяют работникам отказаться от выполнения заданий. К их числу относится не соблюдение работодателем правил техники безопасности. По российским законам, сотрудник любой компании вправе отказаться от работы в том случае, если она противоречит нормам техники безопасности, к примеру, проводилась бы с помощью техники и инструментов, которые не прошли соответствующие проверки.

Право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья, вследствие нарушения требований охраны труда, даёт ст. 219 ТК РФ. В ней перечислено довольно много причин для того, чтобы работник приостановил выполнение своих обязанностей, но ему бы за это ничего не было. Юридически простой будет отнесён к тем, что происходят по вине администрации. Для этого нужно не просто остановиться и ничего не делать, но обратиться к генеральному директору с соответствующим заявлением, написав его в двух экземплярах, а один заверить у секретаря. Будет неплохо, если параллельно работник напишет заявление в прокуратуру и региональную инспекцию по труду. После этого нужно стоять до тех пор, пока администрация не устранит все недостатки.

Таким путём пошли в 2019 году крановщики в Казани. Скрытая забастовка длилась несколько дней и охватила различные компании региона. Основной причиной недовольства была крайне низкая заработная плата. Мероприятие не привело ни к каким ощутимым последствиям, но крановщики были довольны тем, что их не уволили, а на место стройки прибыл прокурор, который начал проверку нарушений. Некоторым из крановщиков даже повысили зарплату, но в пределах 1-2%, что и так должны были сделать в силу того, что зарплату необходимо индексировать. Забастовка началась 24 июля 2019 года, а так как официально событие не оформлялось в качестве забастовки, то окончательного срока у неё не было.

Используются и другие приёмы воздействия на работодателей. К примеру, в 2019 году синхронно написали заявления на увольнение хирурги одной из больниц Нижнего Тагила. Акция произошла спонтанно. Забастовкой это назвать невозможно, но фактическая сущность, которая обеспечена тяжелыми условиями труда и низкой зарплатой, сохраняется. Разумеется, никаких санкций руководство в таком случае применить не может, поскольку хирурги увольнялись, но продолжали выполнять свои должностные обязанности. В итоге так же была начата проверка. По итогам многочисленных собеседований, большей частью врачей заявления на увольнение по собственному желанию были отозваны. Руководители областного уровня обещали им пересмотреть заработную плату и внести изменения в график работы.

Несмотря на то, что ТК РФ выдвигает почти невыполнимые требования к организации забастовок, некоторые из них проходят успешно, хотя и не соответствуют установленному порядку. Сказывается то, что в момент простоя компания терпит убытки.

В таком случае администрация поступает так, как ей выгоднее. Если более рационально удовлетворить требования трудового коллектива, то оно будет удовлетворено. Так, в кратчайшие сроки заставили администрацию решать проблемы сотрудники службы доставки ООО «Интернет Решения», которой принадлежит бренд и электронный магазин OZON. Профсоюз ими был создан буквально в течение часа, после чего были написаны и переданы администрации требования коллектива.

Удовлетворение отдельных пунктов началось уже через два дня забастовки, которая стартовала 5 октября 2019 г. Основной причиной конфликта стало удержание из зарплаты курьеров довольно существенных сумм. Можно сделать предположение о том, что вычеты находились в области вне правового поля, поэтому администрация так быстро пошла на уступки.

Все эти примеры показывают, что в определённых ситуациях у всего коллектива или представителей отдельных профессией сохраняются рычаги влияния. Не используют их в основном из-за того, что опасаются увольнения «по статье» или других неблаговидных последствий.

Позиция высшего суда

В силу того, что забастовки в РФ являются большой редкостью, дела о них до ВС РФ тоже доходят не часто. В качестве примера можно указать на определение по делу № 43 Г04-21, которое рассматривалось СК ВС ещё 2 июля 2004 года. В роли кассатора выступала первичная профсоюзной организации работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России государственного предприятия «Ижавиа». Предупредительную забастовку, организованную этой организации, признал незаконной ВС Удмуртской Республики. Это решение пыталась опротестовать профсоюзная организация, но своего не добилась. Коллегия ВС РФ признала решение ВС Удмуртской Республики правильным, а в качестве причины указывались нарушения, допущенные организаторами.

В ВС РФ отметили, что нормы по поводу процедуры объявления и проведения забастовки определены в ТК РФ и ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Они являются императивными и не полежат расширительному толкованию, в связи с чем ссылка кассатора на Положение ППО ПРИАС ГП «Ижавиа», согласно которому профсоюзному комитету первичной профсоюзной организации предоставлено право на организацию и объявление забастовок, не может быть признана состоятельной и, следовательно, не является основанием к отмене решения суда.

Смысл же определения сводится к тому, что сложная процедура организации забастовки, предписанная ТК РФ, должна быть соблюдена полностью. Если какое-то из положений не выполнено или выполнено с нарушениями, то и объявлять забастовку на законных основаниях нельзя.