Основная форма обращения в суд в гражданском процессе предусматривает, что истцом становится лицо, которое считает свои права нарушенными или пытается защитить собственные законные интересы.
Однако возможны и исключения, которые представляют собой отдельный институт защиты прав других лиц в гражданском процессе. Его целью является оказание помощи и содействия в судебной защите не самого заявителя, а других лиц. Нормы о том устанавливает ст. 46 ГПК РФ.
Особенности обращения в суд одного лица в интересах другого
Сущностью данных норм является создание одной из гарантий реализации конституционного права каждого лица на судебную защиту. Не свои интересы в судах могут защищать лица, перечень которых установлен законом и в ситуациях им обусловленных. Это органы госвласти и местного самоуправления, определённые организации и граждане.
Защита прав других лиц реализуется с помощью обращения в суд начальной инстанции с заявлениями. При этом возможна защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов других определённых лиц либо неопределенного круга лиц.
Суд может привлечь госорганы или органы местного самоуправления к участию в судебном рассмотрении дела, если возникает такая необходимость. Они же обладают правом вступить в процесс по своему усмотрению или инициативе участников дела, с целью предоставления заключения или реализации возложенных на них обязанностей.
Для участия данных субъектов в определённом деле недостаточно одной только юридической заинтересованности, нужны соответствующие предпосылки. К их числу относятся правовые нормы, юридически значимые обстоятельства, гражданская процессуальная правоспособность. К примеру, сущность участия в гражданском деле органов опеки и попечительства — это защита прав недееспособного или несовершеннолетнего гражданина.
Обладают сходными правами в данной области и жилищные органы, если преследует цель законного разрешение дел, связанных с осуществлением права лиц на жилую недвижимость. Однако органы опеки не могут обратиться в суд с заявлением в случае, если никакие права у лица не нарушались и его законные интересы не ущемлялись.
Возбуждение дела может произойти лишь в ситуациях, определённых федеральным законом. Обращение в суд в защиту прав других лиц допускается только по их просьбе. Наличие требования об обязательной просьбе заинтересованного лица соответствует принципу диспозитивности в гражданском судебном процессе.
Однако при обращении в защиту недееспособных или лиц не достигших совершеннолетия допускается предъявление иска вне зависимости от просьбы законных представителей или иного заинтересованного лица. Это позволяет быстрее и эффективнее защищать права таких граждан, которые не могут обращаться в суд сами в силу отсутствия гражданской процессуальной дееспособности.
На основании положений ст. 34 ГПК РФ лица, принимающие участие в рассмотрении гражданского дела в рамках ст. 46 ГПК РФ, входят в состав участников. Госорганы имеют служебную заинтересованность в итогах рассмотрения дела, которая следует из обязанностей в плане функциональных полномочий.
Рассматриваемый тип подачи заявлений регулируется нормами материального и процессуального права, например ст. ст. 28, 70, 73, 142 СК РФ, ст. ст. 166, 168-172 ГК РФ, ст. ст. 281, 286 ГПК РФ и другими.
Лица, обратившиеся с заявлениями в защиту других, в суде действуют от собственного имени. На них распространяются все процессуальные права и обязанности истца. При этом они не становятся субъектами спорного гражданского правоотношения, в силу чего не обладают возможностью распоряжаться спорным правом, причиняя возможный ущерб лицу, чьи права они защищают.
Не могут они и отвечать по встречным искам, заключать с ответчиком мировое соглашение и не несут обязанности по уплате судебных расходов. Здесь мы видим сохранение общих принципов института судебного представительства.
Представитель госоргана, органа местного самоуправления, организация или частное лицо, поддерживая заявленное в интересах другого лица требование, не связаны своей позицией или мнением лица в интересах которого выступают и руководствуются в первую очередь положениями закона.
В силу этого, если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что заявленное требование не находит обоснований, то заявитель должен отказаться от него полностью или частично. Такой отказ не лишает заинтересованное лицо возможности требовать рассмотрения дела по существу.
Суд прекращает производство по делу только в случае отказа от иска основного истца, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Ограничения в возможности подавать заявления в интересах других лиц и пример из судебной практики
Не следует считать, что положения рассматриваемой статьи дают возможность одним лицам обращаться в суд в интересах других лиц в любых случаях. Особенно это относится к органам госвласти и местного самоуправления.
Многие судьи совершают ошибку, рассматривая участие представителей органов госвласти или местного самоуправления в качестве само собой разумеющегося явления. Между тем обращение в суд таких заявителей, действующих в интересах других лиц, допустимо далеко не всегда.
К примеру, положения ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, которые указывают круг полномочий органов местного самоуправления, не наделяют таковые правом на обращение в суд с заявлениями в защиту интересов физлиц и об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, числящихся во владении таких лиц.
В силу этого и того, что на основании положений ст. 24.18 ФЗ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» орган местного самоуправления вправе оспорить кадастровую стоимость на основании установления рыночной стоимости только в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, высший суд решил, что при таких обстоятельствах у суда начальной инстанции не имелось законных основания для рассмотрения заявления по существу.
С ним обратилась администрация муниципального образования. А посвящено оно было признанию незаконными и отмене решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра. Такая позиция отражена в определении ВС по делу № 66-АПГ15-24 от 7 сентября 2015 года.
Часто положения данной статьи применяются в случае, когда считающие свои права нарушенными потребители обращаются в общественные организации, а уже те, выполнив соответствующие положения о досудебном урегулировании, в суд.
Примером может служить дело № 6-КГ15-4, определение по которому было вынесено 30 июня 2015 г. СК по гражданским делам ВС в рамках рассмотрения кассационной жалобы. Суд начальной инстанции отказался принимать иск от общественной организации, поданный в защиту прав гражданина, и был поддержан судом апелляционной инстанции.
Однако высший суд указал, что на основании ст. 45 ЗоЗПП общественные объединения потребителей для осуществления своих уставных целей могут становиться заявителями в судах. Поэтому общественная организация правильно обратилась с исковым в защиту интересов потребителя, а отказ судьи в приёме иска на основании ст. 134 ГПК РФ был признан необоснованным и нарушающим нормы процессуального права.