Полные товарищества и товарищества на вере являются юридическими лицами, что непременно влечёт за собой законодательное регулирование прав и обязанностей их участников. Однако данная организационно-правовая форма предпринимательской деятельности отличается наименьшим вмешательством государства во внутренние дела субъекта гражданско-правового оборота. Юридически не ограничиваются размеры складочного капитала, не предписывается необходимость формирования устава и назначения должностных единиц.
Обязанности полных товарищей
Обязанности участников полного товарищества делятся на два вида. Одни наступают в силу того, что они являются его организаторами, либо вступают в товарищество и подписывают соответствующие документы, выражающие согласие с учредительным договором, которому и должны следовать. Вторые устанавливаются законом, что определяется правилами ст. ст. 67 и 73 ГК РФ.
Последняя именно обязанностям участников товариществ и посвящена. Она устанавливает нормы, согласно которым участник должен соизмерять свою деятельность с условиями учредительного договора и внести сразу не менее половины от установленного размера взноса в складочный капитал товарищества, сделав это ещё до государственной регистрации. Кроме этого возникает ограничение на совершение сделок от своего имени, если они соответствуют тем, которые участник должен делать от имени товарищества и в его интересах.
Другими словами, если деятельность товарищества направлена на торговлю чем-то конкретным, а сам полный товарищ продавец этого товара, то он не может совершать сделки от своего имени, если они связаны с куплей-продажей товара этого типа. Однако, если какая-то из них влечёт за собой слишком большие риски, то он может заключить её от своего имени.
Отвечать в таком случае ему придётся в первую очередь перед своими товарищами. Если они сочтут, что поведение участника оправдано особенностями рынка, и он поступил добросовестно, то это не повлечёт за собой никаких неблаговидных последствий. Ст. 67 ГК РФ устанавливает общие права и обязанности участников всех хозяйственных обществ и товариществ. Согласно её положениям, полный товарищ должен вносить вклады в порядке, предусмотренном для участников, и не разглашать информацию, которая является коммерческой тайной.
Участники товарищества принимают решение о том, кто должен вести его дела. Они могут наделить такими полномочиями одного или нескольких участников или выбрать модель совместного ведения дел.
Учредительным договором могут быть предусмотрены любые другие обязанности, которые не противоречат закону. Немаловажную роль играет и решение общего собрания. Обычно в таком случае имеет силу такая связка причин и следствий. В учредительном договоре присутствует раздел, который описывает полномочия общего собрания и регламент появления вопросов, становящихся его повесткой дня. Этому же собранию даются полномочия наделения участников товарищества какими-то дополнительными обязанностями и расписываются основные моменты принятия решения.
К примеру, могут ли полные товарищи отказаться от дополнительно возложенных обязанностей и в каком объёме их исполнение будет контролироваться, если обязанность станет принятой. На общем собрании товарищи обычно имеют каждый по одному голосу. Но и это может быть изменённым учредительным договором. К примеру, товарищество может ограничить тех участников, кто ещё не внесли полного пая в складочный капитал, или дать преимущества тем, чей взнос занимает лидирующие позиции.
Важно, что обязанность каждого участника действовать для блага товарищества обусловлена тем, что законодательство не предусматривает наличие в полном товариществе какого-либо управляющего органа (ст. 53 ГК РФ). В нём нет совета директоров или совета акционеров, генерального директора, хотя могут наниматься любые менеджеры, но более для решения частных вопросов, к примеру, учёта и финансового контроля, поэтому и все формальные управленческие функции ближе к прямой демократии. Отношение со всеми другими лицами у товарищества строится посредством деятельности самих участников, которые при этом выступают не от своего имени, а от имени товарищества.
Распределение прибыли и убытков
Правило ст. 74 ГК РФ о распределении прибыли и убытков носит диспозитивный характер. В номинальном варианте и то и другое распределяется пропорционально долям участников в складочном капитале. Этот вариант будет иметь силу только в том случае, если товарищи не внесут никаких своих правил в учредительный договор или не примут любое другое соглашение, которое будет утверждено на общем собрании. Товарищи могут распределять прибыль пропорционально степени участия отдельных членов.
Существует и возможность просто делить всё поровну. К примеру, в том случае, когда невозможно точно установить, какой вклад играет более важную роль, гораздо адекватнее поделить прибыль поровну. Точно так же не всегда можно найти и того товарища, который своими действиями создал предпосылки для возникновения убытков. Закон устанавливает лишь пределы полномочий участников в этом плане. Никто не может быть полностью отстранённым от распределения прибыли и погашения долговых обязательств перед кредиторами.
Если же участники примут соглашение о том, что в силу определённых причин кто-то из них будет лишен возможности получить прибыль и отстранён от обязанности в погашении убытков, то оно будет ничтожным в силу противоречия императивной норме п. 1 ст. 74 ГК РФ.
Убыточность же определяется состоянием, когда активы товарищества меньше, чем его долговые обязательства. В таком случае товарищи не могут распределять прибыль, но должны работать на погашение убытков.
Судебная практика по делам товариществ
Судебная практика, связанная с ведением дел и распределением прибыли в товариществах, довольно мала, что объясняется низкой популярностью данной организационно-правовой формы в среде бизнесменов. Однако какие-то выводы можно сделать и на основании имеющейся. Так, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2004 года № А-66-8393-02 говорит о том, что обязанность участвовать в делах товарищества влечет обязанность знать об изменениях в составе его участников.
И это далеко не случайно, поскольку анализ судебных решений позволяет сделать вывод о том, что многие участники товариществ рассматривают их в качестве своеобразной формальности. Выражаться это может в том, что они подписывают различные решения, дают согласие на перевод крупных сумм или распоряжением долей, а потом, спустя довольно значительный промежуток времени, пытаются добиться в судах отмены собственных решений.
Случается и такое, что истец не может доказать то, каким образом какие-то действия в товариществе нарушают его интересы. Так, определение № 5921/07 от 12.05.2007 ВАС РФ говорит о том, что в передаче дела для рассмотрения в Президиуме ВАС было отказано истцу, который не доказал, что его интересы были нарушены передачей доли в капитале товарищества другому лицу. При этом состоялась передача доли, которая до совершения сделки была одобрена отдельным письмом.