В 2020 году вступили в силу все необходимые законы, направленные на постепенный отказ от трудовых книжек. Вменяются какие-либо обязанности только для работодателей, а работники лишь получают право отказаться от традиционных трудовых книжек. Основные положения на этот счёт содержаться в ст. 66.1 ТК РФ.
Особенности переходного периода
Выработка стратегии перехода на электронные трудовые книжки стала довольно сложным процессом. Предлагались самые разные варианты, включая даже прямой и полный отказ от такого документа. Сторонники идеи аргументировали это тем, что пенсия в РФ уже довольно давно не зависит от трудового стажа и является не трудовой, а страховой.
Задача ПФР – фиксировать осуществление застрахованными лицами или их налоговыми агентами соответствующих платежей.
Трудовой стаж потерял смысл, поэтому и трудовые книжки не нужны. Однако с таким подходом не согласились многие сотрудники министерств и ведомств, депутаты законодательных собраний. Ну а в трудовых коллективах это вызвало шок, особенно в среде возрастной группы старше 50 и моложе 60 лет.
При советской власти такие люди пожить успели, в годы СССР не только учились, но и работали, а вот все старые преференции уходят прямо на глазах. Не остаётся даже привычного документа, который радовал отметками о периодах трудоустройства. Эта возрастная группа, а не лица предпенсионного возраста, ещё ощутит на себе последствия того, что названо «пенсионной реформой».
Пару лет можно и потерпеть, а вот не иметь возможности трудоустроиться и не накопить в силу этого нужные «баллы», — такое горе массово коснётся современных пожилых людей, которые не относятся к лицам предпенсионного возраста.
Поэтому, чтобы не вызывать стрессов на пустом месте, правящие круги в РФ решили отменить трудовые книжки мягко, последовательно и поэтапно. В результате совершенно тот же самый подход будет введён потихонечку. Это одна из любимых методик современных власть имущих.
Если купировать хвост коту сразу, то он может испытать невыносимые страдания, а отрезая в год по сантиметру в РФ незаметно вырастят поколения, которые свыкнуться с мыслью о том, что забота о стариках — это прямая обязанность их детей. Не зря же такую «поправку» так активно проталкивали в Конституцию.
Как будет происходить переход на СОТД
Официально электронный трудовые книжки именуются сведениями о трудовой деятельности работника. Регламентирует все юридические составляющие их внедрения ФЗ от 16.12.2019 № 439-ФЗ.
Сущность процедуры перехода на СОТД сведена к тому, что все работники должны быть официально уведомлены о том, что происходит переход на электронные трудовые книжки, и они могут выбрать электронный вариант хранения данных, отказавшись тем от бумажного носителя. Уведомление происходит устно, письменно на рабочем месте, а при отсутствии работника ему отправляется заказное письмо.
Если у работника появляется желание перейти на электронную форму, то он обращается к работодателю с соответствующим заявлением. Тогда ему выдают на руки картонный вариант с последней записью, после чего становится активной только электронная форма. В противном случае работник должен написать заявление о том, что он выбирает бумажный вариант. Тогда работодатель должен будет вести трудовую книжку в рамках прежних правил, а параллельно передавать в ПФР и все те данные, что требует новый закон.
Характерно, что переход не подразумевает, что в базу данных, где хранятся данные, кто-то будет вводить все записи, какие есть в бумажной трудовой книжке. Предполагается, что они и так есть, поскольку все работодатели в РФ глубоко порядочные люди и исправно делают перечисления в ПФР за каждого своего работника.
Если же он просто работает, а это никак не отмечается, то данные в любом случае никуда не попадают. Это очень плохо, но не зависит от типа хранения сведений.
В случае если работник игнорирует этот важнейший процесс, то считается, что он выбрал вариант ведения бумажной трудовой книжки. Если же он выбрал бумажный вариант, то за ним остаётся право пересмотреть своё решение. Перейти на электронную форму можно в любой момент.
В случае выбора электронного варианта, — с него перейти назад на бумажный уже невозможно.
Работодателей, которые забудут уведомить работников в надлежащем порядке, ждёт штраф по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Размер составляет для ИП от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для организации — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Логика во всём этом есть, но какая именно — понятно не сразу. Власть стремится создать электронную форму учёта и контроля буквально всего, всех сведений о всех лицах. Поэтому актуальные этапы взаимодействия работодателя и работника должны храниться в ПФР именно в электронном виде.
Некоторые плюсы в этом всё же есть...
Многие работники восприняли данную инициативу строго отрицательно в основном из-за того, что привыкли ожидать от властей только новых гадостей. Опасения человека, который считает ликвидацию трудовых книжек способом сделать пенсии меньше или отсрочить дату начисления вполне понятны.
Но нужно учесть, что в ПФР и при наличии трудовых творят то, что считают нужным. Это то веяние новизны, которое победит вне зависимости от нашего мнения. Через несколько лет бумажные трудовые уйдут в историю. Но не нужно видеть в этом только отрицательные стороны. Какие-то положительные моменты в новом подходе имеются.
Получение сведений, связанных с трудовой деятельностью, становится абстрагированной от воли работодателя. Он просто должен передавать нужные данные в ПФР, а работник сможет получить справку о том, кем он оформлен и когда не только у работодателя, но и в МФЦ, ПФР, даже с помощью единого портала государственных услуг.
Обязанность работодателя по выдаче им СОДТ в день увольнения работника или просто по его требованию сохраняется. Для этого разработана форма СЗВ-Р.
При наличии одной только бумажной формы работник мог установить, кем он оформлен и когда, а так же то, как это отражено в трудовой, только после обращения к работодателю.
Известно довольно много случаев, когда работодатели вообще не оформляли работников, не перечисляли за них деньги в ПФР, в результате чего те не получали так называемых пенсионных баллов, нужных для назначения пенсии.
Лица, которые устроятся на работу только с 2021 года вообще никогда не увидят бумажных трудовых книжек. Этой категории работников не нужно будет писать никаких заявлений. По отношению к ним будет использоваться только электронная форма учёта. Рано или поздно на неё перейдут даже самые упрямые работники.