Довольно большое число операций, связанных с реализацией товаров и оказанием услуг, выполнением работ, освобождается от уплаты НДС. Правила о том устанавливает ст. 149 НК РФ. Разберёмся с тем, почему и как это происходит и применяется на практике.
Особенности правоприменения правил ст. 149 НК РФ в области освобождения от уплаты НДС
Нормы п. 1 ст. 149 НК РФ применяются лишь в случае, когда речь не идет об освобождении от НДС операций по реализации и по отношению к употреблению для собственных нужд. Имеются в виду только оказание услуг и не любых, а направленных на сдачу в аренду зданий и сооружений, служебных и жилых помещений. Услуги эти должны быть адресованы только иностранным лицам, гражданам других государств или организациям, официально аккредитованным в РФ.
Ими могут быть не только дипломаты, но и любые другие физические лица, а так же юридические лица, аккредитованных в РФ в порядке, установленном МИД РФ.
Причиной освобождения от НДС является сочетание нескольких оснований. Ими становятся наличие аналогичного порядка в отношении аккредитованных в этом государстве российских организаций и граждан, международного договора РФ, заключенного с этим государством, который предусматривает, что граждане или организации РФ так же получают аналогичные льготы на территории этого государства. Это же должно быть отражено в особом Перечне государств, в отношении которых применяется освобождение от НДС.
Из изложенного выше становится ясно, что это крайне узкая услуга, а освобождение от НДС вряд ли станет доступным обычным гражданам, которые сдают свои квартиры по объявлениям.
Более универсальный характер имеет применение п. 2 ст. 149 НК РФ, который распространятся на операции по реализации товаров, работ и услуг, и на случаи передачи товаров для собственных нужд. Это непременно должно происходить на территории РФ. В данном пункте речь идёт о реализации медицинских товаров, прямо указанных в соответствующих пунктах рассматриваемой статьи.
Так же освобождаются от НДС операции по получению сырья, материалов для изготовления препаратов отдельных группы, ввозимых в РФ, операции по организации услуг, оказываемых в силу договоров поручения или комиссии, связанных с реализацией таких товаров.
Освобождение от НДС происходит в том случае, если товар, услуга или работа находится в перечне, который должен быть утверждён правительством РФ. Имеется в виду всё то, что нужно для медицинской помощи, начиная от услуг, направленных на лечение болезней, завершая организацией питания больных и снабжения их и врачей всем необходимым для осуществления нормального медицинского процесса.
Отдельно следует упомянуть всё то, что направлено на оздоровление больных, повышение их способностей осуществлять своими силами обеспечение жизненных функций. Сюда относятся средства передвижения для инвалидов, специальные средства обмена информацией для людей с ограниченными возможностями и многое другое. Всё это крайне нужно государственным структурам, поэтому реализация подобных вещей освобождается от НДС.
Впоследствии инвалиды, получившие какие-либо устройства, лишаются группы инвалидности. Таким образом реализуется оптимизация расходов на содержание всех тех, кто нуждается в помощи государства.
На основе правоприменения положений ст. 149 НК РФ и ст. ст. 26 и 28 ГК РФ можно сделать вывод о том, что освобождаются от НДС услуги, которые направлены на содержание детей в дошкольных заведениях, проведение занятий в области внешкольного образования несовершеннолетних (руководство секциями, кружками, музыкальными и художественными коллективами, спортивными обществами и научно-техническими клубами и подобными структурами).
Характерной особенностью ст. 149 является её обусловленность различными перечнями и прямыми указаниями. Так, освобождается от уплаты НДС реализация продуктов питания. Однако это не значит, что продажа продуктов в РФ не облагается налогом. Для применения положений ст. 149 НК РФ нужно, чтобы товар соответствовал законодательству о продуктах питания, был полностью готов к употреблению, и это происходило бы в столовых учреждений, которые прямо указаны в подпункте 5 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Столовые, упомянутые в данном подпункте полностью или частично должны финансироваться из федерального, местного бюджета, бюджета субъектов РФ или из средств ФОМС. Если же финансирование объекта общепита проводится коммерческими организациями, отдельными гражданами или иностранцами, то льгота не применяется.
Таким же обусловленным образом применяются льготы по отношению к:
- сохранению, комплектованию и использованию архивов;
- перевозке пассажиров на основании соответствующего договора перевозки;
- ритуальным услугам.
К примеру, под архивами следует понимать учреждения, на которые распространяется действие Указа Президента РФ от 17.03.1994 г. «Об утверждении Положения об Архивном фонде РФ», а не любые информационные фонды по хранению старых документов.
Налоговая льгота является и формой установления контроля за лицом, оказывающим услуги. Так, перевозчик пассажиров должен осуществлять их по единым условиям и тарифам, с предоставлением льгот, установленных для отдельных категорий.
Разумеется, условия и тарифы проходят утверждение в органах местного самоуправления. В противном случае на освобождение от НДС перевозчик может не надеяться.
Бремя доказательства факта операций, подлежащих освобождению от НДС на основании ст. 149 НК РФ
Следует иметь в виду, что необходимо тщательно собирать все доказательства того, что операция относится к тем, что упомянуты в ст. 149 НК РФ в качестве основания освобождения от налога. Так, в определении по делу № 307-КГ16-4622, которое было вынесено 25.05.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ, было указано, что суды первой и кассационной инстанции пришли к выводу о недоказанности истцом предоставления услуги, которая соответствует льготе по НДС, предусмотренной подпунктом 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Суд кассационной инстанции указал, что свидетельством такого вывода служит отсутствие в договоре подряда от 10.01.2012 №10 расшифровки конкретных видов работ. Высший суд согласился с судами нижестоящих инстанций.