Задаток — это денежная сумма, которая обладает тремя функциональными значениями. К ним относятся платёжная, доказательная и обеспечительная функции. Легитимное определение задатка даёт ст. 380 ГК РФ.
Правовая сущность и функции задатка
Платёжная роль задатка состоит в том, что он представляет собой часть от всей суммы, которая должна быть выплачена одним лицом другому в силу исполнения обязательств по договору. Доказательная функция заключается в том, что задаток передаётся не просто в качестве аванса или предоплаты, а для доказательства намерения совершить сделку. Выражается это в том, что стороны заключают предварительный договор, а его условиями становятся передача задатка в счёт будущего основного договора.
Если основное соглашение не возникнет в назначенные сроки, и это происходит по вине лица, получившего задаток, то оно становится обязанным вернуть его в двойном размере.
В аналогичной ситуации, но если сделка срывается не по вине лица, получившего задаток, то оно вправе оставить его себе. Такие правила устанавливает ст. 381 ГК РФ. Соглашение о задатке всегда носит акцессорный характер. Обеспечительная же функция задатка вытекает из самой его природы. Его передача заставляет стороны подходить к заключению сделки более ответственно.
Однако случаи, когда получившее задаток лицо уклоняется от исполнения обязательства по заключению основного договора, всё же встречаются. Характерно, что для того, чтобы переданную денежную сумму стороны считали задатком нужно соблюдение всех трёх условий и их надлежащее документальное оформление. В противном случае сам факт передачи денег может и не отрицаться, но это может трактоваться иначе.
Задаток должен стимулировать к исполнению обязательств по заключению основной сделки, поскольку он создаёт условия для наступлений неблаговидных обстоятельств в том случае, если основная сделка не будет заключена.
Некоторые проблемы в понимании аванса и задатка
В российском законодательстве отсутствует какое-то чёткое и однозначное понимание того, что такое аванс. В определённом смысле задаток, переданный по сделке, которая добросовестно исполняется сторонами, — это и есть аванс. Однако, если относиться к задатку в любом случае, как к авансу, то невозможно будет истребовать его назад в двойном размере или однозначно доказать фактом передачи суммы намерение сторон вступить в основную сделку так, чтобы принудить получившую сумму лицо к совершению сделки.
Между тем основная сущность задатка, в отличие от аванса, — обеспечительная.
В соответствии с этим определяются и роли участников сделки. Они становятся кредитором и должником, но по основной сделке, а не той, что связана непосредственно с передачей задатка.
Задатком могут обеспечиваться только договорные обязательства. В силу этого то, что называется задатком при проведении открытых торгов не имеет отношения к тому, что изложено в ст. 380 ГК РФ. В ст. 448 ГК РФ, которая устанавливает правила, регламентирующие проведение публичных торгов, так же говорится о задатке. Но он подтверждает готовность лица, стремящегося принять участие в торгах, заключить сделку в будущем. Её не следует путать с готовностью сделать это по отношению к конкретному продавцу, поскольку перечисляемый задаток не имеет платёжной функции.
Несмотря на то, что в юридической литературе довольно часто между этими видами задатков проводятся не только параллели, но и осуществляется отождествление, не следует забывать, что в нормативных актах, которые определяют правила проведения торгов, нет ссылок на нормы и положения ст. ст. 380 и 381 ГК РФ.
В настоящее время задаток не является широко распространённой формой обеспечения сделок. Основной причиной является появление большого числа обязательных условий, актуальных при заключении серьёзных договоров, которые уменьшают значимость обеспечительной функции задатка. Это письменная форма сделок, нотариальное удостоверение и государственная регистрация.
Непонимание правовой сущности задатка приводит к самым разным последствиям.
Иногда стороны пытаются передавать задаток в момент заключения основной сделки, которая происходит в письменной форме, что противоречит законодательству. Нельзя обеспечить возникновение того, что уже случилось.
В тоже время, если сделка заключена в устной форме, то это возможно, поскольку уплата задатка в таком случае подтверждает то, что сделка состоялась, и в связи с ней у сторон возникли обязательства. Правда, доказать факт того, что переданные деньги являются именно задатком может быть довольно сложной задачей именно из-за устной формы договорённости.
Позиция высшего суда РФ
Определение ВС РФ по делу № 53-В08-5 от 22 июля 2008 г. указывает на то, что уже тогда высшие суды придерживались позиции того, что если сумма названа в дополнительном соглашении к предварительному договору задатком, и в нём же указано, что задаток является обеспечением обязательств по сделке купли-продажи, то относиться к ней можно только в качестве задатка, а не аванса.
По тому делу предварительный договор купли-продажи квартиры был не исполнен стороной, принявшей задаток, поэтому суд начальной инстанции правильно взыскал с ответчика двойную сумму задатка, что произошло в соответствии со ст. 381 ГК РФ. Отменить это решение у ответчика не получилось и в ВС РФ. Впоследствии коллегия высшего суда многократно подтверждала правильность такой позиции.
Во всей последующей практике суды РФ исходят из законности обеспечения задатком обязательств по предварительному договору. Деньги эти идут в счёт погашения обязательств по основному договору, если он будет заключен. В противном случае, при виновности в срыве сделки того, кто получил задаток, он должен вернуть его другой стороне в двойном размере. Что и было отражено в определении по делу № 53-В08-5.