Цели и задачи трудового законодательства в свете положений ст. 1 ТК РФ

Цели и задачи трудового законодательства в свете положений ст. 1 ТК РФ

Россия — это социальное государство, в котором право его граждан на достойную жизнь и свободное развитие человека закреплено в Конституции. В частности её ст. 7 говорит о том, что государство должно проводить политику, направленную на их защиту. Она же декларирует защиту труда и установление минимального размера его оплаты.

Таким образом вводится принцип внутренний политики, который предусматривает, что каждый взрослый гражданин имеет право на труд, который защищается соответствующими государственными структурами.

Эти конституционные положения находят своё отражение в Трудовом кодексе, который открывается статьёй, перечисляющей цели трудового законодательства. Основные их них — это создание государственных гарантий в области построения благоприятных условий труда, его своевременной оплаты, привлечения к регулированию трудовых отношений профсоюзных организаций и формирование норм разрешения трудовых споров.

Сущность социального государства

Изначально под социальным государством понималась политическая система, являющаяся достойной альтернативой государству социалистическому, которое в момент принятия ТК РФ в 2001-2002 годах всё ещё рассматривалось преимущественно в качестве тоталитарного. Сам же кодекс пришёл на смену тому, что существовал ещё в РСФСР.

В период с 1993 по 2001 год трудовые отношения продолжали регламентироваться старым КЗоТ 1971 года. Новый Трудовой кодекс принимался в далёком от совершенства виде. Впоследствии в него было внесено множество поправок. Основной его особенностью явилось то, что в некоторых вопросах он даже слишком хорошо защищает интересы работников. Это можно объяснить двумя политическими версиями.

Первая исходит из того, что работники являются наименее защищённой частью общества, не обладают капиталом, поэтому их интересы должно защищать социальное государство. Вторая рассматривает увеличенную ответственность работодателей стремлением властей кардинальным образом изменить рынок труда.

Таким образом создаются условия при которых представители мелкого и среднего бизнеса крайне неохотно берут кого-то в штат. В результате доля легального рынка труда доходит до минимального уровня, что в конечном итоге выгодно и властям, поскольку даёт возможность исключить государственные социальные гарантии.

Делалось это и для того, чтобы построить общество с наиболее лояльным к любым экспериментам правящих структур населением. Когда-то таким образом надеялись сделать РФ страной с наиболее привлекательным инвестиционным климатом. Однако надежды не оправдались. Не только западные, но отечественные инвесторы не спешат ориентироваться на российский рынок. Получилось то, что получилось — страна с нищим населением, которому безразлично то, что 70% от него пытаются считать средним классом. Богаче от этого никто не становится.

Образовавшийся из советской номенклатуры класс отечественных работодателей одновременно является классом тех, кто приватизировал средства производства в 90-ых, а это довольно широкий круг представителей советского партийно-хозяйственного актива и их ставленники и наследники. Эти люди уже тогда понимали, что от советского прошлого им достаются не только средства производства, но и трудовые ресурсы, с их привычкой жить по указке и довольствоваться тем, что дают.

В основе государственного порядка в стране лежат крайне низкие зарплаты рабочих и трудовой интеллигенции, массовая безропотность и отсутствие гражданских инициатив.

Два трудовых рынка в РФ

Всё изложенное выше порождает двойную природу отечественного рынка труда.

Один назван белым и официальным. Работники получают низкую зарплату, а с неё проводятся удержания в ПФР, ОМС, выплачивается НДФЛ. Оставшиеся деньги уходят на оплату ЖКУ и еду. Другими словами, работник работает просто для того, чтобы работать.

И это не выдумки злобной антикремлёвской оппозиции. Это же правительство вводит особые виды социальных выплат, к примеру, направленные на поддержку родителей, которые не имеют средств на то, чтобы собрать детей в школу 1 сентября. При этом папа и мама работают, но не могут купить то, что нужно школьнику. И не в какой-то там особой платной гимназии, но в обычной пролетарской средней школе.

Всё дело в том, что у людей слишком низкая заработная плата, которая создана по логике приватизаторов 90-ых. Работающие нищие — особое феноменальное явление, которое существует только в РФ и некоторых африканских странах, которые раньше были колониями, а затем стали жертвами диктатуры и гражданских войн.

Второй вид рынка труда называется серым. Никакой разницы с белым в плане затрат работодателя на формирование фонда заработной платы нет. Просто работодатель отдаёт работнику всё то, что тот заработал. Нет выплат в ПФР, ОМС, никто не платит налог, никакой срок не идёт в стаж. Хотя никто не запрещает работнику оформить ИП и делать все отчисления самостоятельно. Правда, если после регистрации ИП у гражданина не хватит на это денег, то его изведут штрафами.

Россия — это мировой лидер в области мужского суицида. А его первопричиной является хроническая бедность населения, долги, отсутствие социальных лифтов и реальной государственной помощи людям.

Судебные документы, ссылающиеся на ст. 1 ТК РФ

В ст. 1 ТК РФ указано, что «основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства...». В различные периоды в судебной практике это выражалось по-разному.

Примерно до 2010 года самые популярные темы судебных споров были связаны с проведением массовых сокращений или просто нарушением законодательства при сокращениях. Суды же возвращали в штат всех по малейшему поводу. И это как раз соответствует интересам государства. Если не предприниматели, то кто же даст работу огромному количеству граждан? Без неё же они окажутся в таком состоянии, что ситуация станет непредсказуемой.

Сейчас дела о массовых сокращениях тоже существуют, но далеко не в таком объёме. Более классические примеры исков последних лет связаны с ситуациями, когда в судебном порядке трудовыми признаются отношения, имеющие признаки таковых, но не оформленные в таком качестве.

К примеру, взял работодатель работника, долго обманывал касательно того, что он официально оформлен, а потом оказалось, что оформлен был в лучшем случае по договору подряда.

Суды довольно часто выносят постановления о том, что работодатель обязан оформить трудовые отношения с таким работником со дня их фактического начала. При этом стороны обладают возможностью доказывать то, что выгодно каждой из них. Хотя это не правило, поскольку существует и тенденция легализации подмены работы по трудовому договору работой по так называемому договору гражданско-правовой ответственности. В сущности — это лишь нелепое название договора подряда, который не может соответствовать трудовым отношениям, поскольку имеет другую юридическую природу.

Вместе с тем намечается и тенденция расширенного понимания ч. 2 ст. 1 ТК РФ. Дело в том, что она приравнивает к трудовым «иные тесно связанные с трудовыми отношения». Видимо для того, чтобы приравнять к ним и отношения, связанные с использованием труда граждан, именуемых ныне «самозанятыми».

В решениях судов общей юрисдикции статья упоминается только в том случае, когда суд видит целесообразным разъяснить в постановлении роль трудового законодательства. Довольно часто вспоминает про неё Конституционный суд в своих постановлениях и определениях об отказах в принятии к рассмотрению той или иной жалобы.

Так, в определении № 21-О было указано, что оценка условий труда на каждом рабочем месте согласуется с целями трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ) и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан мероприятие. Примерно в таком же стиле ссылаются на эту статью и другие судебные акты.