ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. N ВАС-4413/13
Резолютивная часть решения объявлена 20.06.2013
Полный текст решения изготовлен 27.06.2013
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирейковой Г.Г., судей Воронцовой Л.Г. и Ксенофонтовой Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кушнаренко Б.М. рассмотрел 20.06.2013 в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Курскрегионэнергосбыт" о признании абзаца второго пункта 202 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, не соответствующим закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.
В судебном заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Курскрегионэнергосбыт" - Усков К.Г. по доверенности от 23.04.2013;
от Правительства Российской Федерации:
- в лице Министерства энергетики Российской Федерации на основании поручения от 13.04.2013 N ВС-П9-2427: Семейкин А.Ю. по доверенности от 27.09.2010 N СШ-8303/07, Абусалимова Ж.Л. по доверенности от 31.01.2012 N СШ-678/03;
- в лице Федеральной службы по тарифам на основании поручения от 13.04.2013 N ВС-П9-2427: Песковская О.Г. по доверенности от 10.01.2013 N 1/13, Степаненко И.Г. по доверенности от 24.10.2012 N 12/13, Бедняков Д.И. по доверенности от 17.04.2013 N ДБ/13.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Курскрегионэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абзаца второго пункта 202 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), не соответствующим статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 6, 37 и 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), и недействующим (с учетом уточнения заявления).
В соответствии с абзацем вторым пункта 202 Основных положений уполномоченный федеральный орган присваивает статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации в соответствии с пунктом 205 Основных положений и принимает решение о проведении конкурса в отношении соответствующей зоны деятельности гарантирующего поставщика при наступлении в отношении организации, имеющей статус гарантирующего поставщика (за исключением территориальной сетевой организации, которой присвоен статус гарантирующего поставщика), следующего обстоятельства:
принятия в соответствии с Правилами оптового рынка решения об исключении организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, из реестра субъектов оптового рынка и (или) о прекращении в соответствии с Правилами оптового рынка поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в отношении такой организации в группе (группах) точек поставки, соответствующей зоне ее деятельности на розничном рынке в качестве гарантирующего поставщика.
Заявитель полагает, что Законом об электроэнергетике не предусмотрено положений, обязывающих гарантирующих поставщиков получать статус субъекта оптового рынка. Согласно части 1 статьи 37 и части 2 статьи 38 названного Закона гарантирующие поставщики являются субъектами розничных рынков электрической энергии вне зависимости от совершения каких-либо действий в силу прямого указания закона. Вместе с тем статус субъекта оптового рынка в силу части 1 статьи 31 и части 1 статьи 35 Закона об электроэнергетике приобретается при условии совершения гарантирующими поставщиками предусмотренных законодательством процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке. По мнению общества, лишение статуса участника оптового рынка электрической энергии не является основанием для утраты организацией статуса гарантирующего поставщика и прекращения его деятельности в качестве такового на розничном рынке. Заявитель считает, что оспариваемая им норма, предусматривающая утрату гарантирующим поставщиком своего статуса при исключении его из реестра субъектов оптового рынка и (или) прекращении поставки (покупки) им электрической энергии и мощности на оптовом рынке в группе (группах) точек поставки, соответствующего его зоне деятельности на розничном рынке в качестве гарантирующего поставщика, противоречит приведенным статьям 37 и 38 Закона об электроэнергетике, а также статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации в той части, в которой она в отсутствие установленного законодательством ограничения исключает его право продолжить деятельность в качестве гарантирующего поставщика на розничном рынке.
Кроме того, общество полагает, что абзацем вторым пункта 202 Основных положений создаются преимущества гарантирующим поставщикам, назначенным на основании абзаца шестого пункта 198 названного нормативного акта, поскольку они имеют возможность до 01.01.2015 осуществлять свою деятельность в качестве субъектов розничных рынков, не являясь субъектами оптового рынка.
Заявитель обосновывает нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности тем, что в связи с исключением его из реестра субъектов оптового рынка он утратил статус гарантирующего поставщика после присвоения этого статуса сетевой организации - открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 24.01.2013 N 25).
В отзыве и дополнениях к нему Федеральная служба по тарифам считает доводы общества несостоятельными, а оспариваемую им норму - соответствующей закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. По мнению ФСТ России, частью 1 статьи 21 и частью 3 статьи 37 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, правил и порядка деятельности гарантирующих поставщиков, в том числе порядка присвоения организациям статуса гарантирующих поставщиков, определения и (или) изменения границ зон их деятельности, а также случаев и порядка утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти результатов назначения и смены гарантирующих поставщиков. Оспариваемая обществом норма принята в пределах полномочий Правительства Российской Федерации. Кроме того, ФСТ России считает, что она не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона об электроэнергетике и Закона о защите конкуренции, на которые ссылается заявитель.
ФСТ России указывает, что Законом об электроэнергетике предусмотрена обязанность гарантирующих поставщиков покупать электрическую энергию на оптовом рынке, а следовательно, приобретать статус субъекта оптового рынка (статьи 31, 37, 40 названного Закона). Пунктом 202 Основных положений установлены правовые основания утраты гарантирующим поставщиком своего статуса, в числе которых исключение его из реестра субъектов оптового рынка. Необходимость участия гарантирующего поставщика в покупке электрической энергии на оптовом рынке обусловлена его статусом организации, обязанной заключать договоры энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом, а также соблюдением общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики.
ФСТ России не усматривает наличия у гарантирующих поставщиков, назначенных таковыми на основании абзаца шестого пункта 198 Основных положений, каких-либо преимуществ и льгот, поскольку они образованы в 2011 году и срок, предоставленный им для приобретения статуса участника оптового рынка (01.01.2015), меньше срока, предусмотренного пунктом 40 ранее действовавших Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения N 530), и пунктом 229 действующих Основных положений для получения гарантирующими поставщиками, указанными в абзацах втором - пятом пункта 198 Основных положений, статуса субъекта оптового рынка (с 2006 года по 30.09.2012).
В отзыве Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) повторяет доводы, изложенные в отзыве ФСТ России, а также указывает на то, что утрата обществом статуса гарантирующего поставщика не лишает его права осуществлять деятельность по продаже электрической энергии в качестве энергосбытовой организации.
Выслушав представителей заявителя и Правительства Российской Федерации, изучив материалы дела, суд считает требование общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Основные положения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 в соответствии с полномочиями, предоставленными ему абзацем 3 статьи 21 Закона об электроэнергетике, и устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, в том числе правила и порядок деятельности гарантирующих поставщиков.
Текст Основных положений опубликован в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации" от 04.06.2012 N 23, ст. 3008.
Пунктом 202 Основных положений предусмотрены правовые основания утраты гарантирующим поставщиком своего статуса, в числе которых исключение его из реестра субъектов оптового рынка.
Одним из установленных пунктом 37 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила оптового рынка), оснований исключения организации из реестра субъектов оптового рынка является неоднократное нарушение ею названных Правил, в том числе в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии, мощности и (или) услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике за 2 расчетных периода по соответствующим договорам или нарушение требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности в размере, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (абзац второй).
Общество решением Наблюдательного совета НП "Совет рынка" от 23.01.2013 N 2/2013 исключено из реестра субъектов оптового рынка по основанию, предусмотренному абзацем вторым пункта 37 Правил оптового рынка.
Приказом Минэнерго России от 24.01.2013 N 25 статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности общества присвоен открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" с 01.02.2013 до даты вступления в силу решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса в отношении указанной зоны деятельности гарантирующего поставщика, но не более чем на 12 месяцев.
Таким образом, на основании оспариваемой нормы заявитель утратил статус гарантирующего поставщика с 01.02.2013.
Довод представителей Правительства о том, что общество лишено статуса субъекта оптового рынка в связи с нарушением им обязательств по оплате электроэнергии, мощности и услуг на оптовом рынке и может осуществлять деятельность в качестве энергосбытовой организации, не исключает права заявителя оспорить абзац второй пункта 202 Основных положений.
Уточнив основания своих требований, общество не оспаривает, что Правительству предоставлены полномочия по принятию нормативных актов, регулирующих вопросы утраты гарантирующими поставщиками своего статуса. Такие полномочия следуют из положений статьи 21, а также пункта 3 статьи 37 (абзацы шестой и седьмой) Закона об электроэнергетике.
Нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общество усматривает в том, что оспариваемой нормой исключается сохранение за гарантирующим поставщиком, утратившим право приобретать электрическую энергию на оптовом рынке, статуса гарантирующего поставщика. Между тем законодательством не предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан быть субъектом оптового рынка; он вправе покупать электрическую энергию у другого гарантирующего поставщика.
Суд не может согласиться с таким мнением заявителя.
Основные положения приняты Правительством Российской Федерации после окончания переходного периода реформирования электроэнергетики, в течение которого действовали Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, которыми допускалось присвоение организации, не являвшейся субъектом оптового рынка, статуса гарантирующего поставщика. Однако названными Правилами, а впоследствии Основными положениями N 530 были установлены сроки, в течение которых такой гарантирующий поставщик обязан выполнить определенные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.
Положениями Закона об электроэнергетике, оспариваемыми Основными положениями, Правилами оптового рынка в их системном толковании предусматривается участие гарантирующих поставщиков в покупке электрической энергии и мощности на оптовом рынке как условие осуществления ими деятельности на розничном рынке в качестве гарантирующего поставщика.
Так, в силу пункта 1 статьи 31 Закона об электроэнергетике гарантирующие поставщики на оптовом рынке являются покупателями электрической энергии, а согласно пункту 1 статьи 37 этого Закона - поставщиками электрической энергии на розничном рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона об электроэнергетике на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.
Пунктом 12 Основных положений предусмотрено, что гарантирующий поставщик продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности (за исключением гарантирующих поставщиков, чья зона деятельности располагается в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами), а также в случаях, предусмотренных названным документом, у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций на розничном рынке.
Таким образом, приобретение гарантирующим поставщиком электрической энергии на розничном рынке является исключением из общего правила об участии его в покупке электроэнергии на оптовом рынке и осуществляется только в случаях, предусмотренных Основными положениями.
Кроме того, согласно пункту 207 Основных положений участие в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика допускается при наличии у заявителя статуса участника оптового рынка, в связи с чем такой заявитель в силу пункта 213 указанного нормативного акта направляет в уполномоченный федеральный орган заявки на участие в конкурсе с приложением выписки из реестра субъектов оптового рынка с указанием вида деятельности, в целях осуществления которого заявитель участвует в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке (типа субъекта оптового рынка, к которому относится заявитель в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка), выданная советом рынка.
Поскольку участие организаций в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика, а также участие в покупке электрической энергии и мощности на оптовом рынке является их правом, обусловленным свободой экономической деятельности юридических лиц, законодательством, регулирующим сферу электроэнергетики, не предусматривается обязанность гарантирующего поставщика покупать электроэнергию на оптовом рынке, но устанавливаются ограничения на приобретение статуса гарантирующего поставщика лицами, не являющимися субъектами оптового рынка, что соответствует общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, определенным в абзацах четвертом - шестом статьи 6 Закона об электроэнергетике. К ним, в частности, относятся: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами; соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Гарантирующий поставщик, утративший возможность приобретать электрическую энергию на оптовом рынке по основаниям, предусмотренным законом, и не имеющий установленных Основными положениями оснований для приобретения достаточного количества электрической энергии и мощности на розничном рынке, не сможет обеспечить бесперебойную и надежную поставку электрической энергии своим потребителям. В ином случае цена на эту электрическую энергию и мощность может привести к нарушению баланса экономических интересов поставщиков и потребителей этой энергии (мощности).
С учетом изложенного довод общества о том, что утрата им статуса субъекта оптового рынка не является основанием к утрате им статуса гарантирующего поставщика, суд считает ошибочным и не усматривает противоречия между оспариваемой нормой пункта 202 Основных положений и предусмотренными статьей 6 Закона об электроэнергетике принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики.
Кроме того, абзац второй пункта 202 Основных положений не противоречит и пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку прекращение статуса гарантирующего поставщика, связанное с утратой права покупки электрической энергии на оптовом рынке, основано на нормах Закона об электроэнергетике и обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, прежде всего покупателей электрической энергии на розничном рынке.
В обоснование незаконности утраты статуса гарантирующего поставщика на основании абзаца второго пункта 202 Основных положений общество ссылается на абзац шестой пункта 198 Основных положений, согласно которому гарантирующие поставщики - энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" (далее - гарантирующие поставщики Минобороны), вправе до 01.01.2015 приобретать электрическую энергию на розничном рынке, не являясь субъектом оптового рынка. Кроме того, общество полагает, что оно поставлено в неравные условия с гарантирующими поставщиками Минобороны.
Суд не может согласиться с такими доводами общества. В данном случае гарантирующие поставщики Минобороны включены в перечень гарантирующих поставщиков, предусмотренный пунктом 36 Основных положений N 530, в мае 2011 года. Пунктом 40 указанных Основных положений гарантирующим поставщикам, действующим с 2006 года, предоставлено время для получения статуса субъекта оптового рынка (до 01.01.2008, затем 01.01.2010, а впоследствии до 01.10.2012), которое превышает по продолжительности период, установленный для этих же целей гарантирующим поставщикам Минобороны. При таких условиях суд не усматривает неравных или дискриминационных условий в отношении гарантирующих поставщиков, статус которым присвоен в 2006 году.
С учетом изложенного суд считает, что абзац второй пункта 202 Основных положений не противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 6, 37 и 38 Закона об электроэнергетике и статье 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем заявление общества не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 168, 176, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать абзац второй пункта 202 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, соответствующим статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 6, 37 и 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Курскрегионэнергосбыт" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Председательствующий судья
Г.Г.КИРЕЙКОВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА