В правовом поле ст. 152 ГК РФ занимает уникальное место, поскольку основывается преимущественно на субъективных факторах. Её нормы направлены на защиту чести и достоинства, а каждый истец волен выдвигать свои версии того, что с его точки зрения создаёт им урон. Однако стороны находятся в равном положения, поскольку ответчик должен доказывать, что распространяемая им информация соответствует действительности, а истец, что она порочит его честь, достоинство и деловую репутацию.
Правда, его собственного мнения о том, что что-то противоречит чести и достоинству, как личным свойствам, оказывается достаточным для приёма заявления и начала судебного делопроизводства. Не сможет обратиться с иском лишь лицо, которое не имеет непосредственной связи с тем, чьи права были нарушены.
Сущность защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке
Норма права, устанавливаемая ст. 152 ГК РФ тесно связана с моральным вредом и законодательным закреплением необходимости его компенсировать по требованию пострадавшего (абз. 11 ст. 12 ГК РФ), клеветой, которая предполагает уголовное наказание (УК РФ ст. 128.1), и оскорблениями, которые чаще всего относятся к сфере административного законодательства, но может повлечь за собой и уголовное преследование (УК РФ ст. 130). Хотя на уровне гражданского, как автономной отрасли права, всё сводится к имущественным интересам.
Поэтому статья предусматривает не наказание, а понуждение к действию — удаление сведений, порочащих честь и достоинство и публикацию опровержения, предоставление возможности для истца прокомментировать те материалы, которые он счёл порочащими.
Все пункты статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, распространяются на юридических лиц, а не только на граждан.
Судебная практика по этой статье, особенно основанная на совокупном применении ст. 130 УК РФ, ст. ст. 150, 151 ГК РФ, позволяет применить положения о защите чести и достоинства и в том случае, если распространяются достоверные сведения. Применение же одной ст. 152 ГК РФ предусматривает, что распространялась заведомо ложная информация.
Законодательство позволяет понимать под распространением информации передачу сведений хотя бы одному лицу, из числа тех, кому сведения не предназначаются в силу его должностных полномочий или договорных обязанностей. Однако чаще всего в качестве способа распространения выступают СМИ, поэтому в силу вступает ещё и «Закон о СМИ», а чаще всего — его ст. 44, которая детализирует то, что должно быть указано в опровержении.
Извинения, которые довольно часто требуются истцами, никак не регламентированы законодательством, поэтому суд не может потребовать от ответчика того, чтобы он их принёс. Однако закон и не запрещает это делать. Если стороны сами попытаются прийти к мировому соглашению, а истец удовлетворится извинениями, то ничего противоречащего законодательству в этом нет.
Позиция высших судов
Важнейшим документом, разъясняющим позицию высших судов в этом вопросе, является Постановление Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Оно начинается с разъяснения того, что право на свободу слова, закреплённое Конституцией РФ, не должно ущемлять права на защиту чести, достоинства и доброго имени. В целом из постановления становится ясно, чего следует избегать судам и что понимать под честью и достоинством.
Пленум даёт понять, что стороны могут в равной степени действовать недобросовестно, либо пытаться злоупотреблять защитой своих прав. Так же отмечается и то, что любое лицо может подвергнуть критике государственные органы и конкретных лиц, в силу того, как они исполняют свои служебные обязанности. Называются в постановлении и многие нормы международного права, которые имеют силу в РФ и непосредственно связаны с темой защиты чести и достоинства.