Виды налогов и степень полномочий законодательных органов в регионах на основании ст. 12 НК РФ

Виды налогов и степень полномочий законодательных органов в регионах на основании ст. 12 НК РФ

В РФ действуют три вида налогов — федеральные, региональные и местные. Это следует из многих статей Кодекса, и определено положениями ст. 12 НК РФ. Местные налоги устанавливаются и изменяются только в пределах, отведенных федеральным законодательствам региональным органам законодательной и исполнительной власти.

Типы налогов и их характерные признаки

Признаком федерального налога является его прямое введение и регулирование статьями Кодекса, обязательные характер для всех налогоплательщиков на территории страны. К примеру, НДФЛ платят все физические лица, получившие доход на территории РФ, а сама система сборов построена таким образом, что большая часть физических лиц платит налог не лично, а посредством привлечения к процессу работодателя в качестве налогового агента. Основной особенностью федеральных налогов является их унификация.

Региональные устанавливаются не только Кодексом, но и субъектами федерации. Они не имеют возможности для введения какого-то своего налога, но могут менять ставки существующих и регулировать порядок и сроки уплаты. Региональные налоги могут быть только теми, что установлены положениями ст. 14 НК РФ.

Местные налоги устанавливаются Кодексом и налоговыми нормативными актами законодательных органов муниципальных образований.

Таким образом вводятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Они обязательны к уплате на территориях муниципальных образований, где были введены в действие.

Существуют специальные налоговые режимы, которые связаны с приостановлением или полной отменой обязанности оплачивать некоторые местные налоги. Так, специальный режим УСН предусматривает освобождение от налога на имущество физических лиц, которые занимаются предпринимательством, а имущество эксплуатируется ими для его осуществления.

Особенности упоминания ст. 12 в судебных актах

На основании положений этой статьи судебные решения практически никогда не принимаются, поскольку она лишь устанавливает сам характер деления налогов на различные виды. Статья просто упоминается и напоминается её положение, подходящее сути рассматриваемого спора.

Часто это происходит в общем списке, к примеру, как в деле № 85-АПГ14-2, определение по которому было вынесено 23.04.2014 года СК по гражданским делам ВС РФ. Статья упоминалась в одном списке с статьями 14 и 372, которые имеют отношение к тому, что законодательные органы субъектов РФ в порядке и пределах, определённых Кодексом, вправе предусматривать особенности определения налоговой базы.