Управление транспортным средством с неисправностями и при наличии других условий, делающих его эксплуатацию невозможной в свете предписаний ст. 12.5 КоАП РФ

ями и при наличии других условий, делающих его эксплуатацию невозможной в свете предписаний ст. 12.5 КоАП РФ

Содержание ст. ст. 12.4 и 12.5 КоАП РФ во многом сходно. В обоих говорится про установленные в передней части автомобиля красные осветительные приборы или отражатели, а так же различные световые устройства, которые дают нестандартное освещение. Однако разница в применении статей довольно большая, поскольку субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 12.5 КоАП РФ, являются лица, управляющие транспортными средствами.

В статье же 12.4 КоАП РФ говорится про установку недопустимых приборов, знаков или модификацию внешнего вида, которая делает автомобиль похожим на специальный автотранспорт, пользующийся на дорогах преимуществами, поэтому субъектами правонарушений по ней становятся собственники.

Неисправности и другие условия для невозможности эксплуатации транспортного средства

Всего в ст. 12.5 КоАП РФ 7 частей, которые перечисляют основные виды причин запрета эксплуатации транспортных средств. Объективная сторона правонарушения зависит от особенностей ситуаций, которые и отражены в различных частях статьи. Субъектами же во всех случаях являются лица, управляющие транспортным средством.

  1. Общие неисправности, не указанные отдельно в других частях статьи. Эксплуатация с ними влечёт предупреждение или штраф в размере 500 руб.
  2. Управление автомобилем с заведомо неисправными тормозами, рулевым управлением или коробкой передач. В таком случае водителя так же ждёт штраф в размере 500 руб.
  3. Управление автомобилем, на передней части которого установлены осветительные приборы и отражатели, дающие лучи красного цвета, или использованы другие виды освещения, противоречащие нормам и положениям безопасности. Водитель лишается прав на срок от 6 месяцев до 1 года, а приборы или устройства подлежат конфискации.

    3.1. Тонированные стекла, характеристики которых не соответствуют требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Использование таких влечёт за собой штраф в размере 500 руб.
  4. Управление автомобилем с мигалками, устройством для подачи тревожного звукового сигнала, установленными в нарушение запретов. Состав правонарушения даёт само наличие таких устройств на автомобиле, которые находился в эксплуатации. В качестве санкции предусмотрено лишение водителя прав на срок от 1 года до 1,5 лет.

    4.1. Использование опознавательного фонаря такси, совершенное вопреки п. 11 положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. У водителя, который передвигается на автомобиле с фонарём такси, должны быть при себе документы, подтверждающие его возможность заниматься этим видом деятельности. В противном случае он штрафуется на 5 тыс. руб., а фонарь подлежит конфискации. Аналогичные санкции предусмотрены и за использование опознавательного знака «Инвалид»,
  5. Нарушение правил использования специальных световых приборов и звуковых устройств, предназначенных для подачи сирены. Отличие от ч. 4 в том, что в данном случае рассматриваются ситуации, когда проблесковые маячки и звуковые сигналы использовались при движении, а не были просто установленными. В таком случае водитель лишается прав на срок от 1,5 до 2 лет, а устройства подлежат конфискации.
  6. На поверхность управляемого автомобиля неправомерно нанесены специальные цветовые схемы и графические символы федеральных служб. Водитель наказывается лишением прав на срок от 1 года до 1,5 лет.
  7. Управление автомобилем, на поверхности которого нанесена цветовая графическая схема такси. В сущности это аналог ч. 4.1. Он введён ФЗ от 21.04.2011 № 69-ФЗ. В данном случае речь идёт не про фонарь такси, а про характерную раскраску автомобиля. Если водитель управлял таким, но не имел документов, подтверждающих возможность оказывать соответствующие услуги, то он штрафуется на 5 тыс. руб.

Судебная практика по ст. 12.5 КоАП РФ

Судебная практика по рассматриваемой статье довольно обширна. Это объясняется тем, что она содержит перечень всех тех неисправностей или модификаций автотранспортных средств, которые делают их эксплуатацию невозможной. До высших судов доходят дела, которые можно разделить на несколько основных категорий.

Первые объединяют те случаи, когда водители не хотят мириться с решением судов начальной инстанции, невзирая на незначительность штрафа. Иногда они затрагивают и то, что на обжалование судебных решений закон отводит срок в 10 дней, которого иногда оказывается недостаточным. Примером является дело № 44-АД16-7 от 10.05.2016 г. В ВС РФ сочли его обстоятельства соответствующими п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, который позволяет рассматривать жалобы и протесты на вступившие в законную силу постановления по делам об административном правонарушении. Поэтому жалоба была удовлетворена, а дело направлено в суд начальной инстанции с отменой всех вынесенных ранее определений.

Существуют и дела, в которых заявители пытаются признать незаконными какие-то отдельные положения, пункты инструкций, включая те, что очень редко используются на практике. Так, дело № АКПИ15-382 связано с тем, что гражданин оспаривал предписания нормативного правового акта, которое в ВС РФ сочли фактически недействующими. Оспаривались примечания к пунктам 5.1 и 7.3 Перечня условий, которые делают эксплуатацию колёсных транспортных средств невозможной. Суд признал правоту заявителя, а производство по его делу было прекращено.

Постановление ВС РФ по делу № 56-АД14-6 от 01.08.2014 г. говорит о двух вещах. В отношении водителя было вынесено незаконное постановление об управлении автотранспортным средством в заведомо подложными номерными знаками. Это произошло на основании того, что номер на одной из деталей, которая была заменена в ходе ремонта, не соответствовал государственному регистрационному номеру автотранспортного средства.

Однако в ВС РФ сочли, что всё же правила безопасности водитель нарушил, поскольку произвёл серьёзную модификацию своего автомобиля, которая делала сомнительной возможность его эксплуатации. Однако переквалификация дела с ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ на ч. 1 ст. 12.5 данного кодекса уже не представлялась возможной. ВС РФ отменил все ранее вынесенные постановления судов и удовлетворил жалобу водителя.