Товарный знак и знак обслуживания на основании положений ст. 1477 ГК РФ

Товарный знак и знак обслуживания на основании положений ст. 1477 ГК РФ

Товарный знак — это совокупность текста, графического изображения и любых других средств визуализации, выполненные в определённом цвете и с соблюдением соответствующих стилистических концепций. Он применяется для индивидуализации товарного предложения компании. Если оно не связано с созданием товаров в виде вещей, а юридическое лицо или ИП оказывает услуги или выполняет работы, то тоже самое именуется знаком обслуживания. Отличие лишь в том, что товарный знак может быть нанесён на сам товар или его упаковку, а знак обслуживания может находиться на рекламных материалах или деловых документах.

Законодательство не ограничивает предпринимателей от использования любой символики для обозначения своих товаров и услуг, но объектом защиты прав они станут только после того, как будет подана заявка в исполнительный орган, а товарный знак будет занесён в соответствующий государственный реестр. Юридическое определение товарного знака содержится в ст. 1477 ГК РФ. Она содержит ссылку на ст. 1481 ГК РФ, которая устанавливает правило о том, что исключительное право на товарный знак возникает только после его государственной регистрации и выдачи удостоверяющего свидетельства, которое играет роль охранного документа.

Правовая природа товарного знака

Функционал товарного знака вытекает из практики его маркетингового применения. Он является частью корпоративного бренда и призван идентифицировать товары одной компании для их отличия от товаров всех прочих производителей. Это средство установления контакта с представителями общественности. В тот момент, когда товарный знак попадает в поле зрения тех, кто относится к целевой аудитории, у них возникает устойчивая ассоциация со свойствами товаров и бизнеса определённого лица.

В юридическом смысле товарный знак — это объект, исключительное право на который принадлежит определённому лицу и защищается законом. Право на товарный знак тесно связанный с другими его правами на средства идентификации. Вместе они составляют систему коммерческих обозначений и фирменное наименование юридического лица. Последнее может входить в коммерческие обозначения, но права на него охраняются отдельно (п. 1 ст. 1476 ГК РФ).

Фирменное наименование — это объект, на который точно так же распространяется режим исключительных прав, что происходит в силу государственной регистрации.

Однако охрана фирменного наименования начинается с момента регистрации юридического лица. Каких-то дополнительных заявок для этого подавать не нужно. Фирменное наименование — это обозначение, которое всегда выражается только словами. Его охрана осуществляется бессрочно, а охрана товарного знака носит срочный характер. Фирменное наименование никогда не меняется, а товарный знак может меняться. Охрана нового варианта товарного знака возможна после подачи заявки на внесение изменений в данные госреестра товарных знаков и знаков обслуживания.

Судебная практика по защите прав на товарные знаки

Судебная практика показывает, что сам факт наличия охраны права и возможности защиты его в судах не является гарантией того, что истцам всегда удаётся добиться запрета на использование товарного знака и выплату компенсации за нарушение исключительных прав. Так, по делу № А41-100350/2018 от 12 июля 2019 года в удовлетворении иска было отказано из-за того, что он был адресован к ненадлежащему ответчику.

Обладатель исключительного права на товарный знак, содержащий словесный элемент «Stolichnaya» и словесный элемент «Stoli», ФПК «Союзплодоимпорт» подала иск к ООО «Парадиз продакшнз» из-за того, что ответчик организовал показ фильма «Взрывная блондинка», в сценах которого проводится показ алкогольной продукции (водка «Stolichnaya»), индивидуализированной обозначением, сходным до степени смешения с товарными знаками, права на которые принадлежат истцу. До обращения в суд с исковым заявлением истец пытался решить вопрос во внесудебном порядке, но ответчик сослался на заключенное с ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус» лицензионное соглашение и предложил решать все вопросы с данным обществом. Оно же было привлечено к участию в судебном процессе в качестве третьего лица, не имеющего собственных интересов в деле.

Суд установил, что ответчик на самом деле заключил с указанным обществом лицензионное соглашение, которое давало ему неисключительное право на организацию показа фильма. Причина из-за которой истец продолжил предъявлять свои претензии к юридическому лицу, которое само фильм не создавало осталось не ясной. Создатель фильма общество «Централ Партнершип Сейлз Хаус» явным образом выразило несогласие с иском и недвусмысленно дало понять, что против его удовлетворения.

Одной из мотиваций такой позиции стало то, что все сцены с употреблением водки были нужны авторам для раскрытия характера героини и не имеют никакого отношения к рекламе водочной продукции. Кроме этого в письме общества сообщалось, что правообладателем аудиовизуального произведения «Взрывная блондинка» является Pueblo Film Trading Limited, которая зарегистрирована в Великобритании, в связи с чем обязанность урегулировать отношения с правообладателями товарных знаков несет Pueblo Film Trading Limited как обладатель прав на аудиовизуальное произведение.

Поэтому суда отметил, что иск подан к ненадлежащему ответчику и оставил его без удовлетворения.