Обнародование и дальнейшее использование изображений физического лица допускается только с его согласия. Такую правовую норму вводит ст. 152.1 ГК РФ, устанавливая при этом и ряд исключений из общего правила. Направлена она на все ситуации, а особое внимание законодатель уделил раскрытию того, что подлежит защите в том случае, если изображение гражданина появилось в результате создания произведения искусства.
На базе положений ст. 152.1 ГК РФ охраняется только право на изображение и его использование, а авторские права на само произведение принадлежат тому, кто является правообладателем.
Допустимость создания и распространения изображения гражданина
Очевидно, что число ситуаций, связанных с появлением изображения гражданина, не так велико, чтобы нельзя было регламентировать каждый их вид. В каких-то случаях закон допускает появление изображения и его распространение, в каких-то только появление изображения, но ограничивает круг лиц, которым оно может быть адресовано, а в каком-то случае не допускает публикацию и требует уничтожения изображений.
Здесь важно то, что автор может не относиться к числу тех лиц, что являются представителями творческих профессий, но какой-то комплекс авторских прав существует и у человека, не являющегося кинодокументалистом или профессиональным фотографом. Однако сами действия могут вступать в противоречие с правом на охрану изображений гражданина, которое в законодательстве РФ и подавляющего большинства стран мира рассматривается в качестве абсолютного.
При каких обстоятельствах создание изображения гражданина и его использование является допустимым?
Три основные причины перечислены в самой ст. 152.1 ГК РФ:
- съёмка проводится в государственных или иных общественных интересах. Это относится не только к созданию изображений политиков государственного значения, но и фиксированию возможных правонарушений, а так же съёмке действий любых должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей;
- изображение получено при съемке публичных мероприятий, или в месте, открытом для посещения неограниченного числа лиц, но не в тех случаях, когда изображение гражданина становится основным объектом съёмки;
- гражданин позировал за плату, став таким образом моделью, с которой было заключено персональное соглашение.
В подпункте 2 перечислен примерный перечень мест и событий, рассматриваемых законодателем в качестве тех, где съёмка возможна. Он не является исчерпывающим, но показывает общее отношение к публичным местам, где можно производить съёмку, а попавшие в неё люди не могут при этом жаловаться на то, что появилось их изображение. В нём нет кафе, а тем более закрытых клубов. Нахождение людей в таких местах более связано с их личной жизнью, чем участием в каких-то публичных мероприятиях.
Хотя это не означает, что съёмка в кафе, магазине и иных местах публичного характера запрещена. Всё дело в том, что получится в результате и как будет использовано автором изображения. Так, если большая часть материала будет посвящена какой-то определённой персоне, а потом запись окажется опубликованной в Интернете, то эта персона получит право требовать её удаления, а при определённых обстоятельствах и компенсацию за моральный вред. Хотя это не означает, что снимать в кафе или магазине граждане не имеют право.
Съёмка в общественных местах
Вопреки ожиданиям многих заинтересованных лиц, какого-то специального закона, который регламентировал бы съёму в общественных местах, не существует. Законодатель справедливо решил, что достаточно той законодательной базы, которая имеется, а направлена она на охрану интересов граждан, чьи изображения могут быть опубликованными без их ведома, и регулирование распространения информации. Правила, обеспечивающие решение первой задачи, и содержатся в ст. 152.1 ГК РФ, а для упорядочивания распространения информации существует ФЗ «Об информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
Юридический ответ на вопрос о том, разрешается ли снимать на улице или в кафе невозможен. Это равносильно тому, чтобы отвечать на вопросы о том, могут ли автомобили ездить по полям, или можно ли плавать по воде. В общем случае можно, но до тех пор, пока это не нарушает прав и законных интересов тех или иных лиц.
Законодательство неразрывно с вопросами права. Если какое-либо действие нарушает чьи-то права, то значит нарушаются и законы. Обычно этого не понимают в равной степени и люди с видеокамерами, которые пытаются снимать магазины, кафе и другие общественные места, и охрана, а так же администрация различных заведений. Невозможно обвинить ведущего съёмку человека в том, что он нарушает закон просто по факту этой съёмки. Исключение может составлять только съёмка на режимных объектах, где она запрещена в силу Указа президента РФ № 1203 от 30 ноября 1995 г. «О гостайне», но это военные или государственные объекты, которые никак не могут быть частной собственностью.
Рассматриваемая ст. 152.1 ГК РФ устанавливает запрет на использование результатов съёмки граждан, но даже это не запрещает им проводить съёмку, поскольку она может вестись в целях, отличных от публикации, к примеру, для собственной безопасности. Использовать камеру можно в ситуации, когда существует риск того, что произойдёт нападение или будет совершено другое противоправное действие. Если же оно не случилось, то запись теряет смысл, а автор удаляет её. Разумеется, в таком случае исчезает и основа прецедента, который позволил бы применить или не применить положения ст. 152.1 ГК РФ.
Основным законом, который создаёт основание для того, чтобы любой желающий производил съёмку является Конституция, которая содержит ст. 29, определяющую право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Подкрепляет такое право ФЗ «Об информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, который опирается на тот же принцип, но содержит немного более консервативные формулировки. Тем не менее, его ст. 5 устанавливает положение о том, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если какие-либо законы не устанавливают тому ограничений.
Кроме этого ст. 7 этого закона устанавливает правило, согласно которому общедоступными являются все сведения, доступ к которым не ограничен, а ст. 9 норму того, что ограничение доступа может произойти только на основании закона.
В некоторых местах и при определённых обстоятельствах производящее съёмку лицо может сослаться ещё и на дополнительное законодательство.
Везде, где оказывают услуги населению или продают какие-то товары, в силу вступает закон «О защите прав потребителей», а его ст. 8 устанавливает правило, согласно которому сотрудники коммерческой организации, осуществляющие свою деятельность на основании публичной оферты, обязаны предоставить покупателю любую информацию о товаре и услугах. Этот же закон не ограничивает способы обработки и фиксации полученных сведений, а к этому относятся фото и видеосъёмка.
Если собственник запрещает собирать и обрабатывать информацию о товарах или услугах, его действия попадают под статью 209 ГК РФ о нарушении охраняемых законом интересов других лиц. При установлении запрета для посетителей на фото- и видеосъёмку он может быть привлечён к ответственности по статье 14.8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей». Правда, доказать в суде, что съёмка проводилась исключительно в рамках потребительских интересов видеоблогерам, которые чаще всего и актуализируют эту тему, будет довольно сложно, поскольку они действуют так же, как СМИ, и чаще всего пытаются извлекать из подготовленных ими материалов коммерческую выгоду.
К этой теме нельзя применить все те законы и статьи кодексов, которыми часто пугают продавцы. К примеру, никакого отношения к съёмке в торговом зале не могут иметь все те нормативные акты, что связаны с коммерческой тайной или неприкосновенностью личного имущества, если проводящее съёмку лицо не пересекало участков, куда не могут иметь доступ посторонние.
К примеру, снимать с улицы можно любые частные владения, а находясь на том участке, который открыт для посетителей, можно проводить и съёмку в магазинах и ТЦ. На склады и в служебные помещения просто закрыт доступ для посторонних, поэтому вопрос о том, может ли посетитель проводить там съёмку становится вторичным, поскольку он не может там оказаться, не нарушив предварительно других нормативных актов.
Защита права на изображение гражданина
Защита личного неимущественного права, к которому относиться право на изображение гражданина, происходит посредством реализации компенсаторных механизмов (ст. 150 ГК РФ) и иными способами (ст. 12 ГК РФ). В данном случае не может идти речь о возмещении какого-либо убытка, поскольку нарушение неимущественных прав к нему не ведёт. Опираясь же на ст. 12 ГК РФ можно добиваться удаления изображений из открытого доступа, изъятия материальных носителей и публикации решения суда о том, что действиями определённого лица были нарушены права.
В ГК РФ есть ст. 1251, которая устанавливает нормы защиты неимущественных прав, но она относится только к правам авторов, а так же издателей того, что является результатом деятельности авторских коллективов. Поэтому самое серьёзное, что может ждать распространителя чужого изображения — это применение правил ст. 151 ГК РФ, которые целиком относятся к компенсации морального вреда. Если это просто снимок того, как какое-то лицо идёт по улице, то вряд ли суд сочтёт, что публикация такого изображения способна причинить серьёзные моральные страдания, даже в том случае, если сделана без разрешения гражданина.
В любом случае при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. А это означает, что в каждом случае подход должен быть индивидуальным, учитывающим различные факторы.
Позиция высшего суда
Наиболее значимым в понимании этой области является Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», а именно п. п. 43-49 этого документа, которые содержат ряд немаловажных разъяснений.
Прежде всего нужно обратить внимание на то, что общедоступность изображения не создаёт прав на его использование. Так, если фотография какой-то известной персоны берётся с одного сайта, чтобы разместить её на другом, то права гражданина на использование его изображения нарушаются так же, как и в любом другом случае. Здесь можно добавить ещё и то, что происходит двойное нарушение. Иск может подать ещё и фотограф, который мог работать по согласию с известной личностью, а его произведение защищается законами об авторских правах.
Однако подпункт 1 пункта 1 ст. 152.1 ГК РФ делает допустимым и это, если присутствует публичный интерес. К примеру, если фотография главного тренера олимпийской сборной опубликована в материале, который призван поднять дискуссию о развитии спорта в России, то это допустимо, а если материал создавал условия только для обсуждение личной жизни тренера и преследовал только коммерческий интерес публикующего лица, то на обнародование фотографии нужно разрешение изображенного гражданина.
В п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 № 16 "О практике применения судами Закона РФ "О средствах массовой информации"» даётся более детальное объяснение того, что следует считать общественными интересами. В сущности — это любой интерес представителей общества к решению каких-то проблем, имеющих социальное значение. К их числу относятся угроза институтам демократии, проблемы экологии, рост криминальной опасности и подобные темы.
Важно и то, что в ВС РФ относятся к согласию гражданина на публикацию его изображения в качестве сделки, что делает актуальными положения ст. 153 ГК РФ.
Это же означает, что применимы все правила для заключения сделок, включая совершение конклюдентных действий (ст. 158 ГК РФ), но если иное не установлено законом.
Условия и порядок предусматриваются соглашением, а если оно дано в устной форме или следует из конклюдентных действий, то объем и цели, должны явствовать из обстановки, в которой совершалась съемка. К примеру, если генеральный директор какой-то компании позировал журналистам перед тем, как у него было взято интервью, то очевидно лишь его согласие на обнародование и использование изображения в статье о бизнесе, но не о его личной жизни.
Бремя доказательства неправомерности использования изображения возлагается на лицо, которое считает свои права ущемлёнными, и осуществляется в рамках ст. 56 ГПК РФ. Процедура ничем не отличается от той, что предусмотрена для доказательства нарушения авторских прав. К примеру, можно сделать скриншоты страниц сайта, где размещено изображение, и удостоверить это нотариально. Ответчик же должен доказывать правомерность своих действий, если считает это для себя необходимым.
Согласие на использование изображения может быть отозвано в любой момент, но то лицо, которому оно давалось, получает право требовать возмещения своих убытков, если они у него возникнут в ходе изъятия изображения (ст. 15 ГК РФ).
Отмечается в постановлении и то, что охрана изображения не относится к интеллектуальным правам в контексте положений части IV ГК РФ. Поэтому по ст. ст. 1251 и 1252 ГК РФ производится охрана авторских прав, что включает и охрану произведений, содержащих изображения тех граждан, которые этим по каким-то причинам недовольны.