Несанкционированная модернизация транспортного средства представляет собой объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 12.4 КоАП РФ. Она определяет санкции за установку на передней части авто световых приборов или отражающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, как и любых цветных огней, которые не соответствуют требованиям эксплуатации транспортных средств на дорогах России. Эта же статья не допускает и любую модификацию авто, позволяющую принять его за машину какой-то из оперативных служб, такси или транспортное средство, которым управляет инвалид.
Все перечисленные действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть значимость транспортного средства, но создают потенциальную опасность безопасности движения, провоцируют ДТП.
Особенности правонарушений по ст. 12.4 КоАП РФ
В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ, опасность заключается в том, что другие водители, в условиях плохой видимости, могут принять перед автомобиля за заднюю часть, поскольку по правилам красными могут быть только тормозные огни. Так же внештатные осветительные приборы могут слепить или отвлекать водителей других транспортных средств.
Вторая часть данной статьи направлена преимущественно на борьбу с так называемыми мигалками — проблесковыми маячками, которые ещё с 90-ых годов стали пытаться устанавливать на крышах автомобилей все те, кто считал себя более значимыми персонами, чем обычные граждане, компании, даже федеральные органы и службы. Регулярно ГИБДД, при поддержке различных компетентных органов, проводит рейды, направленные на выявление автотранспортных средств, модифицированных незаконным образом так, чтобы получить дополнительные преимущества на дороге или при стоянках.
Обычно нарушители предъявляют какие-то сомнительные документы, к примеру, подтверждающие факт того, что они являются юристами странных фондов поддержки ветеранов МВД или воинов-интернационалистов и подобные. Разумеется, никаких прав на проблесковые маячки и устройства для трансляции сирен у них нет и быть не может. Встречаются и нарушители третьей группы, относящиеся к ч. 3 рассматриваемой статьи, которые наносят на автомобили опознавательные знаки различных служб, не имея на то никаких прав.
Иногда оформленные соответствующим образом автомобили нужны различным лицам для совершения более серьёзных правонарушений. Существует мода оформлять машины так называемых коллекторов таким образом, что они производили впечатление транспортных средств какой-то государственной службы — следственного комитета или ФСИН.
Субъектами правонарушения во всех случаях являются владельцы автотранспортных средств, а не именно водители. Ими могут быть различные лица, включая юридические и государственные службы, поскольку тяга получить дополнительный признак значимости многие годы преследует чиновника мелкого уровня. Объектом правонарушения являются правоотношения в области безопасности дорожного движения. Объективная сторона выражается в сознательном, умышленном деянии.
Во всех случаях у владельцев конфискуется то устройство, которое вызвало нарекание должностных и уполномоченных лиц. Если же это изображения, то они должны быть устранены, а к мастерской автомобиль отправляется в сопровождении сотрудников ГИБДД.
Санкции за нарушение, связанное с установкой осветительных или отражающих устройств, предусмотренное ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ — штраф в размере 3 тыс. рублей. В двух других случаях, когда владелец автомобиля пытался имитировать машину специальных служб, службы такси или использовал знак «Инвалид», размер штрафа возрастает до 5 тыс. рублей.
Части 2 и 3 предусматривают увеличение объёма штрафа для должностных и юридических лиц. Так, если изменится экстерьер автомобиля должностного лица, то лицу, ответственному за состояние автомобиля придётся заплатить 20 тыс., а юридическому лицу в аналогичной ситуации придётся заплатить пятьсот тысяч рублей штрафа.
Особенности применения ст. 12.4 КоАП судами РФ и некоторые важные нормативные акты
Постановление Пленума ВС РФ о применении положений гл. 12 КоАП РФ от 25.06.2019 года указывает, что квалификация правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 12.4 КоАП РФ, происходит по ч. 3 ст 12.5 КоАП РФ или ч. 3 ст. 12.31 данного кодекса. Отмечается в документе и то, что ответственность за нанесение цветовых схем специальных служб возможна ещё и по ч. 6 ст. 12.5 КоАП РФ, а так же ч. 4 ст. 12.31 КоАП РФ, особенно в области выпуска на линию транспортного средства с указанными изменениями.
Имеют отношения к рассматриваемой статье и множество других приказов, постановлений и иных нормативных актов, которые чаще всего направлены на решение каких-то отдельных вопросов. В частности — письмо МВД РФ от 25.02.2010 № 13/5-427 «О нарушениях правил установки внешних световых приборов». Кроме прочего в нём указано, что в случае нарушений, связанных с ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ, эксплуатацию транспортных средств надлежит запрещать в порядке, предусмотренном ст. 27.13 КоАП РФ.
До ВС РФ дела, связанные со ст. 12.4 КоАП РФ доходят крайне редко, а анализ судебной практики показывает, что суды общей юрисдикции обычно выносят решения, направленные на пресечение действий нарушителей.
Руководителям предприятий следует иметь в виду, что привлечение к административной ответственности водителя по любой части ст. 12.4 КоАП РФ не исключает наличие состава административного правонарушения ещё и в действиях юридического лица. Такой вывод можно сделать из решения № 12-354/2019 от 24 июня 2019 г. по делу № 12-354/2019 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга. Суть дела в том, что водитель санитарной части, которая не имеет отношения к оказанию неотложной помощи, установил на служебном автомобиле устройство для подачи специального звукового сигнала и проблесковый маячок.
Факт этого не отрицался администрацией данного лечебного заведения, самим водителем и подтверждён свидетельскими показаниями. В результате, кроме штрафа водителю, мировым судом был назначен ещё и штраф организации в 250 тыс. рублей. Районный суд подтвердил, что это произошло в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, а вывод о наличии вины юридического лица был сделан правильный.