Статья 12.12 КОАП РФ – какой пункт ПДД нарушен, с какого момента отсчитывается повторность

Red-lights.jpg

Эта статья устанавливает наказание за то, что водитель не остановился на запрещающий сигнал светофора или аналогичный знак, подаваемый регулировщиком уличного движения. При этом ответственность нарушителя находится в зависимости от того совершил ли он полный проезд, или не остановился перед стоп-линией, но где-то за ней всё же остановился. Предусмотрена и более серьёзная ответственность, которая наступает в том случае, если нарушение, предусмотренное ч. 1, совершается повторно.

Санкции по ст. 12.12 КоАП РФ

Часть 1 данной статьи относится к ситуациям, когда движение было продолжено без остановки. Если водитель не остановился, когда это требуют правила, и продолжил движение, то назначается штраф в размере 1000 руб. Значение сигналов светофора определено в п. 6.2 ПДД. Аналогичную роль играют и знаки, которые даёт регулировщик уличного движения, что регламентируется п. 6.10 ПДД.

Если водитель остановился за стоп-линией, то это может создавать помехи участникам движения, особенно пешеходам, которые иногда вынуждены обходить переднюю часть автомобиля нарушителя, оказавшуюся на том участке, который предназначен для их движения в тот период, когда горит разрешающий пешеходное движение свет. Такая ситуация относится к ч. 2, что влечет за собой штраф в размере 800 руб.

Если нарушение, предусмотренное ч. 1, совершается повторно, то размер штрафа возрастает до 5000 руб. Возможно и лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторность определяется на основании ст. 4.06 КоАП РФ. Она устанавливает общее для административных правонарушений правило, согласно которому повторным считается то, которое совершено более одного раза в течение года.

Из области применения исключаются случаи, связанные с ч. 1 ст. 12.10 КоАП. Это весь комплекс нарушений, возникающих при пересечении железнодорожных путей, в том числе и остановка на них.

Объект, объективная сторона и субъект правонарушения

Объектом являются общественные отношения, связанные с использованием автотранспорта и движения по различным дорогам пешеходов и водителей. Объективная сторона ч. 1 выражается в виде действия или бездействия, — водитель не заметил жест регулировщика или сигнал светофора и продолжил движение, или заметил, но игнорировал их. Объективная сторона по ч. 2 такая же, но носит отсылочный характер, что исключает детализацию перечня действий водителя. Статья отсылает к ПДД, которые требуют остановки перед стоп-линией при возникновении соответствующего сигнала светофора, поэтому наказание по ч. 2 может быть обоснованным только в этом случае. Имеется в виду п. 6.16 приложения № 1 к ПДД, которые предусматривают знак «Стоп-линия», указывающий место остановки автомобиля.

Часть 3 ст. 12.12 КоАП устанавливает квалифицирующий признак правонарушения, предусмотренного ч. 1, которым является неоднократность его совершения. Это означает, что другие и прочие обстоятельства при её применении не имеют важности. Если водитель проезжает на запрещающий жест регулировщика или сигнал светофора повторно, то может иметь значение только это обстоятельство. Одновременное применение санкций по ч. 1 и ч. 3 невозможно. Если ПДД по ч. 1 нарушены второй раз за год, то применяется наказание по ч. 3.

Субъекты не детализируются — ими становятся все водители, нарушившие ПДД, а нарушение соответствует тому, что изложено в статье. Причина вины для применения положений не имеет значения. Если совершивший нарушение правил водитель сделал это в силу алкогольного опьянения, то это рассматривается отдельно и является обстоятельством для составления протокола о двух правонарушениях, которые могут рассматриваться в форме объединённого делопроизводства.