Срок обязательства относится к разряду юридических фактов, определяемых волей участников правового оборота. Он может быть определён соглашением между сторонами, законом, вытекать из традиций делового оборота. Его нельзя путать со сроком действия договора, хотя между ними есть вполне определённая связь. Под обязательством следует понимать те, что возникли в силу заключения соглашения или совершения действия, которое происходит на базе публичного общественного договора.
Так, п. 2 ст. 20 Закона РФ № 2300-1 ЗЗПП предписывает, что продавец или какое-то другое лицо, несущее ответственность за качество товара длительного использования, в случае возврата его покупателем из-за ненадлежащего качества в ремонт по гарантии, должно предоставить покупателю аналогичный товар в трёхдневный срок. Общие правила установления сроков исполнения обязательств задаёт ст. 314 ГК РФ.
Правовая сущность ст. 314 ГК РФ
Статью открывает пункт о том, что если обязательство предусматривает определённую дату своего исполнения, то оно должно быть исполнено в любой срок до истечения даты. В случае, если не только содержание договора, но и обычаи делового оборота, не дают возможности установить дату исполнения обязательств, то вступает в силу правило, устанавливаемое п. 2 данной статьи. Оно определяет, что становится актуальным срок в семь дней, характерный для российского законодательства.
На практике этот пункт имеет силу довольно редко. Чаще всего срок определяется сущностью сделки и самого документа. Договор аренды обычно заключается так, как предписывает п. 1 ст. 610 ГК РФ, с указанием срока её начала и завершения, а договор подряда содержит сроки начала и завершения выполнения работы, что соответствует правилам ст. 708 ГК РФ. В некоторых случаях стороны договариваются ещё и о промежуточных сроках, которые позволяют разбить выполнение всех обязательств на отдельные этапы.
Соблюдение сроков относится к разряду главных условий надлежащего выполнения обязательства. А определяться он может не только конкретной датой, но и периодом времени.
Хозяйственная деятельность предусматривает возможность самых разных особенностей, поэтому определению сроков посвящены многие статьи ГК РФ, которые относятся к его гл. 11, а ст. 314 ГК РФ призвана конкретизировать некоторые общие положения. При этом указание в ней даты и упоминание исчисления сроков в днях не следует понимать так, что если в договоре использовались часы, то он теряет свою силу. В таком случае верным становится правило содержания п. 2 ст. 508 ГК РФ.
В сложных случаях, когда срок не указан в договоре явно, возникает проблема соотнесения двух видов определяемых сроков — разумного и срока, вытекающего из существа обязательства. Если речь идёт о поставках товаров, которые проводятся на регулярной основе, актуальной становится п. 1 ст. 508 ГК РФ, который говорит о том, что товар должен поставляться равномерными партиями помесячно.
Однако формулировка этой статьи не подходит в том случае, если уникальными особенностями обладает сам товар или характер отношений между лицами.
Срок, вытекающий из существа обязательства, должен отвечать требованию разумности. Оно играет такую же роль, как и момент возникновения требования кредитора. Если появилось требование или истёк срок разумного выполнения обязательства, то начинается отсчёт срока в семь дней, который устанавливает п. 2 ст. 314 ГК РФ. И только после его истечения обязательство получает статус невыполненного в срок, начинается просрочка, а отношение к ней регламентируется ст. 405 ГК РФ.
Отражение ст. 314 ГК РФ в постановлениях высших судов и судебной практике
Ст. 314 ГК РФ упоминается во многих официальных документах высших судов. В частности в постановлении пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 года № 18. В нём раскрываются особенности применения ГК РФ в вопросах, связанных с правовым регулированием договоров поставки. Интересные сведения содержатся и в информационном письме пленума ВАС от 25 февраля 2014 г. № 165, подготовленном на основании судебной практике. Кроме прочего в нём говорится о том, что отсутствие в договоре оказания услуг чётких сведений о сроках не является условием для признания его недействительным. Как раз по той причине, что существует ст. 314 ГК РФ, которая может восполнить этот пробел.
Похожее заключение есть и в постановлении пленума ВАС РФ от 12 июля 2012 г. № 42. Оно рассматривает вопросы разрешения споров, связанных с поручительством, а его п. 3 говорит о том, что законодательство не содержит запрета на заключения сделок поручительства после того, как наступил срок исполнения основного обязательства. На ст. 314 ГК РФ документ ссылается в силу того, что поручительство может возникнуть в плане обязательств, возникших в силу существования долга, а срок исполнения в таком случае она и определяет.