Момент заключения договора предусматривает возникновение у сторон прав и обязанностей. По общему правилу договор регламентирует отношение сторон в будущем. Однако закон оставляет возможность отнести к договорным и те отношения, что уже существуют при подписании договора. Оно же и становится моментом его заключения по общим правилам. Закон допускает возникновение исключений.
К примеру, сделки с недвижимостью вступают в силу с момента прохождения процедуры государственной регистрации. Общие правила отношения к заключению договора и периоду его действия устанавливает ст. 425 ГК РФ, которая находится в тесной взаимосвязи со ст. 433 ГК РФ.
Сущность правовых норм ст. 425 ГК РФ
Основное правило заключается в том, что договор вступает в силу в момент подписания, а стороны могут не только указать срок прекращения действия договора, но и связать его с прекращением обязательств по нему. Если такое условие будет отсутствовать, то договор будет считаться действующим вплоть до момента окончания исполнения обязательств. Окончание срока действия договора не освобождает от ответственности за его нарушение.
Последнее можно трактовать наиболее широко, рассматривая в качестве нарушения ненадлежащее оказание услуг, поставку не того товара, различные ошибки в работе и подобное. В таком случае ограничивать возможность истребования компенсации за ущерб может только срок исковой давности.
С момента заключения договора между сторонами образуются правовые отношения, становится невозможным односторонний отказ от исполнения или одностороннее внесение изменений в условия договора.
Возможность, которую даёт п. 2 ст. 425 ГК РФ является одним из способов осуществления свободы в договорном праве. К примеру, какое-то лицо длительное время использовало имущество другого, но это никак не было регламентировано. Допустимы любые последствия, вплоть до уголовных. Однако, если владелец сможет договориться с таким лицом и оформить это в виде договора на устраивающих обе стороны условиях, то это же станет обычными деловыми отношениями между лицами. Отношения в прошлом из данного примера являются фактическими, но договор может пересмотреть и юридические отношения в прошлом.
Немаловажно и то, что ст. 425 ГК РФ создаёт правовую базу для реального исполнения договоров. На это указывает её п. 3, который исключает ситуации, когда после подписания одна из сторон ничего не делает и дожидается срока истечения договора, что снимало бы с неё ответственность по исполнению. Договор будет признаваться действующим вплоть до того момента, пока стороны не исполнят своих обязательств.
Если же это общее правило по каким-то причинам не устраивает самих участников делового оборота, то они могут внести в договор иные условия. Такой сценарий может быть нужен сторонам в том случае, если сама природа отношений требует исполнения обязательств именно к назначенному сроку, а после этого полностью или частично теряет смысл. К примеру, поставка новогодних товаров, — ёлок, шариков и масок, после 31 декабря теряет всякий смысл. Но это относится к каким-то уникальным ситуациям.
С практической же точки зрения срок окончания действия договора, который чуть ли не в обязательном порядке присутствует во всех документах и нравится юристам, не имеет особого смысла. Он не прекращается до тех пор, пока стороны не исполнили своих обязательств. Это верно и для договоров подряда, поскольку они заключаются в силу необходимости выполнения определённой работы, которая должна иметь обозримые очертания.
Если она не выполнена, то обязательства нельзя считать исполненными. Ответственность же за неисполнение договора носит необратимый характер и не прекращается и в том случае, когда истёк его срок.
Отражение ст. 425 ГК РФ в определениях ВС РФ
Примером положительного решения по ст. 425 ГК РФ является определение ВС РФ по делу № 205-КГ16-48. Рассматривался вопрос о получении военнослужащим денежной компенсации за аренду жилья. Её не хотели предоставлять в силу того, что договор аренды был заключен намного ранее предоставления им рапорта о выплате компенсации, включающий ещё и срок аренды до составления договора. Коллегия ВС РФ указала на ошибки в толковании правил ст. 425 ГК РФ, которые совершили не только представители государственных органов, но и суды арбитражной инстанции.
В определении ВС РФ было отмечено, что содержание этой нормы закона указывает на то, что наличие в договоре условия о применении заключенного договора к отношениям, возникшим до его заключения, не влияет на определение момента, с которого договор считается заключенным. Договор, заключенный 11 января 2014 года, может включать в себя период аренды от начала её фактического исполнения, которое произошло намного раньше заключения договора, до настоящего момента, поскольку в момент судебного слушания договор имел силу. Кроме этого, частично компенсация военнослужащему уже проводилась, что он и указывал в рапорте.
На основании этого ВС РФ отправил дело в суд начальной инстанции с комментариями, которые направлены на удовлетворение рапорта о выплате военнослужащему компенсации в полном объёме, за весь срок фактической аренды, поскольку она отражена в договоре.