Самовольное занятие земельного участка может иметь две формы выражения. Первая связана с фактическим переносом границ собственного участка за их юридические пределы. Вторая — это занятие земли там, где у совершившего такое действие лица нет никакого своего участка, права на которые оно может подтвердить. В обоих случаях факт занятия выявляется по признакам ведения на участке какой-то деятельности, чаще всего строительства зданий и сооружений, и препятствования попаданию на территорию других лиц.
Правовые нормы
Основная проблема в том, что с момента появления на земельном участке не только здания или сооружения, но объектов незавершенного строительства, они являются чей-то собственностью. Частная собственность в России охраняется законом, поэтому невозможен снос таких строений или занятие их только на том основании, что они находятся на том участке земли, права на который имеются у другого лица. Участок и постройки в равной мере становятся спорными и сделать что-то можно только на основании решения суда, которое вступит в законную силу. В противном случае возможно усмотрение самоуправства, что может повлечь за собой юридические последствия.
Вопросы самовольных построек относятся к ст. 222 ГК РФ и тесно переплетаются с самовольным захватом земли.
Другим способом занятия участка является проведение посева или высаживание каких-то растений. При этом у того лица, которое совершает действие, отсутствуют документы на право владения участком. Постановление Правительства РФ от 30.06.2006 № 404 говорит о том, что ими могут быть:
- акты органов государственной власти или местного самоуправления;
- выписка из госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- кадастровый план земельного участка.
Ничего из перечисленного у того лица, которое подозревается в совершении захвата участка или утверждает будто он ему принадлежит, быть не должно. Однако существенная часть всех захватов земли связана с тем, что какие-то документы всё же предоставляются.
Если участок занят кем-то самовольно, то лицу, обладающего на него правами, или органам местного самоуправления, надлежит обращаться в суд с исковым заявлением. В таком случае могут вступить в силу многие статьи гражданского, земельного и административного кодексов. По факту самого деяния, которое относится к деликту, правонарушению, требующему возмещения вреда, наказание предусматривает ст. 7.1 КоАП РФ. Во всех случаях природа ответственности одинаковая — это административный штраф, а размер его меняется в зависимости от типа лица, совершившего занятие участка не имея на то прав, и его общей площади.
Объект, предмет, субъект и другие аспекты правонарушения
Объектом этого правонарушения являются общественные отношения в области ведения и использования земли. Предметом — сами земельные участки. Объективной стороной правонарушения может быть только действие, которые направлены на присвоение земельного участка. Правонарушение может совершаться только в умышленной форме.
Поэтому никакого административного наказания не может последовать в тех случаях, когда кто-то, в силу ошибки, неосторожности или по иной случайной причине, поставил забор дальше, чем следует. Признаком ошибочности в таком случае является согласие лица, подозреваемого в совершении правонарушения, исправить ситуацию после того, как ему объяснят ошибочность его действий.
Точно так же не попадает под состав правонарушения по ст. 7.1 КоАП любое временное ограничение на использование территории в силу проведения строительных работ, когда устанавливаются временные ограждения, препятствующие прохождению людей и проезду автотранспорта из-за строительных и ремонтных работ. Даже в том случает, если они установлены слишком далеко и попадают на частные владения или муниципальную собственность, ст. 7.1 КоАП применить всё равно невозможно в силу отсутствия состава правонарушения.
В качестве лиц, которые могут быть признаны виновными, выступают физические, в том числе и не являющиеся гражданами РФ, юридические, а так же должностные лица, осуществляющие полномочия представителей власти.
Рассмотрение дел, связанных с самовольным занятием земельных участков, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Они же могут становиться инициаторами рассмотрения дел в судах. Таким же правом обладают и все те лица, которые считают свои права нарушенными и требуют восстановления состояния, которое было до самовольного занятия того участка, который на законных основаниях им и принадлежит.
Состав административного правонарушения и постановление ВС РФ от 7 ноября 2017 г. по делу № 60-АД17-3
Далеко не все решения местных органов контроля за использованием земельных участков и судов начальных инстанций относятся к числу обоснованных. Не так давно, постановлением ВС РФ от 7 ноября 2017 г. № 60-АД17-3, были отменены все акты о привлечении судами и государственном земельным надзором физического лица в административной ответственности. Причиной стало отсутствие в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения. Кроме этого ВС РФ обратил внимание на то, что каждое дело должно рассматриваться с учётом его индивидуальных особенностей.
Органами контроля 29.08.2016 было выявлено отсутствие у гражданки документов, свидетельствующих о зарегистрированных правах на используемую часть придомового земельного участка примерной площадью 683 кв. м. Однако это не давало повода для того, чтобы выносить решение об административной ответственности. Дело в том, что гражданка является собственником части жилого дома. Ранее она подавала заявления о том, чтобы сформировать участок, который был бы в её собственности, как часть недвижимости, которой она владеет. Соседка отказалась проводить согласование местоположения границ смежных земельных участков. В результате внесение участка в кадастровый план оказалось невозможным.
Судья ВС напомнил, что уже давно введён в действие ФЗ от 08.03.2015 № 46-ФЗ, которым внесены изменения в КоАП, что изменили подходы к пониманию состава правонарушений административного характера в сфере земельных отношений. С 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ исключает правонарушения по владению земельными наделами без правоустанавливающих документов. Это не отрицает того, что документы должны быть оформлены в надлежащем порядке, но их отсутствие может быть следствием каких-то событий, поведения третьих лиц, которые мешают их получить.
Если гражданин стремится оформить документы, но это у него не получается, то из этого нельзя сделать вывод о том, что он совершает правонарушение. Для применения санкций любой статьи КоАП должен быть состав административного правонарушения, а если его нет, то невозможно и назначение штрафа.