Региональные налоги и особенности их регулирования на основании ст. 14 НК РФ

Региональные налоги и особенности их регулирования на основании ст. 14 НК РФ

Исчерпывающий перечень налогов регионального характера приведён в ст. 14 НК РФ. В настоящее время к ним относятся только три вида налогов — на имущество организаций, транспортный и налог на игорный бизнес.

Все три вида налогов связаны непосредственно с местом. К примеру, сама организация может быть зарегистрирована в Москве, но обладать имущественной базой для работы отделений в регионах. Это складское хозяйство, производственные участки и подобное. Поэтому регионам отдано право взимать такой вид налога самостоятельно.

Особенность региональных налогов и сборов

Учитывая нормы ст. ст. 1, 3 и 12 Кодекса, субъекты и элементы налогообложения по этим налогом устанавливаются тем же НК РФ.

Однако законодательные органы субъектов РФ могут самостоятельно определять ставки налогов и порядок их уплаты, но только в тех случаях, когда эти параметры не определены Кодексом. При этом они должны оставаться в пределах полномочий, данных им федеральным законодательством.

  • Регулирование вопросов взимания налога на имущество организаций происходит на основании положений статей гл. 30 ч. II Кодекса, которая была введена в действие с начала 2004 г. в соответствии с ФЗ от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ.
  • Регулирование транспортного налога происходит на основании гл. 28 ч. II Кодекса, введенной с началом 2003 г. в соответствии с ФЗ от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ.
  • Регулирование налога на игорный бизнес происходит на основании положений гл. 29 ч. II Кодекса, введенной в действие с началом 2004 г. в соответствии с ФЗ от 27.12.2002 г. № 182-ФЗ.

Правила о признании налогов и сборов региональными находятся в п. 3 ст. 12 НК РФ. К ним относятся те, что:

  • установлены НК РФ и законами субъектов РФ;
  • вводимые законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • обязательные к уплате на территориях субъектов России.

Содержание ст. 14 НК РФ несколько раз менялось. В настоящее время уже забыт налог с продаж, который был отменён вскоре после его появления. Некоторые налоги и сборы, которые были включены в первую редакцию, так никогда и не установили. К примеру, региональные лицензионные сборы.

Отдельные аспекты регионального налогового законодательства и некоторая судебная практика по вопросам региональных налогов

В Москве существует свой отдельный Закон, принятый 05.11.2003 года, под № 64 «О налоге на имущество организаций». В соответствии с ним федеральными органами представительской власти принимаются внутренние типы налогов. К примеру, с 01.01.2014 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Налогового законодательство регионального характера отличается более разветвлённой системой нормативных актов, которые в совокупности представляют собой систему определения ответственности налогоплательщиков. Аналогичные нормативные акты имеются в каждом регионе.

Споры вокруг этого вида имущества становятся отдельным пластом судебного делопроизводства по налоговым делам. Характерным примером является дело № 11-АПГ16-3, определение по которому было вынесено 31 марта 2016 года СК по гражданским делам ВС РФ.

Суть его в том, что некая гражданка обратилась в ВС Татарстана с иском о признании недействующим пункта 150 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Заявительница сочла, что включение её недвижимости в Перечень станет основанием того, что ей придётся платить налог в повышенном размере. ВС Татарстана в удовлетворении иска отказал.

Тогда дело дошло до ВС РФ, но и там заявительница не нашла понимания, поскольку все параметры недвижимого имущества и численность лиц, проживающих в населённом пункте, делали включение недвижимости в перечень полностью обоснованным.