Прочие расходы, связанные с производством, в свете положений ст. 264 НК РФ

Прочие расходы, связанные с производством, с свете положений ст. 264 НК РФ

К прочим расходам могут относиться расходы различных типов, подходы к которым разнятся у экономистов, налоговиков и бухгалтеров предприятий. Прочими могут быть названы операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

Логику определения таких расходов помогает понять термин «косвенные». К примеру, предприятие создало партию супа быстрого приготовления. Затраты на само производство и реализацию продукции — являются основными, а на создание и регистрацию торговой марки — косвенными, но связанными с производством. Они не имеют смысла друг без друга. Не нужна торговая марка, если нет самого супа.

Особенное отношение налогового законодательства к расходам отдельных видов

Группировка расходов вообще и именно прочих в налоговом учёте всегда отличалась некоторой автономностью и своеобразностью. Трудно однозначно ответить на вопрос о том, почему налоговый учёт так сильно отличается от бухгалтерского, а НК РФ от всех других кодексов. Скорее всего эти отличия порождены специально, для того чтобы создать основу для сверок и проверок.

Прочие расходы делятся на связанные с производством и реализацией, и внереализационные. Уже это создаёт условия для того, чтобы одни и те же расходы так часто находили разное отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности. Прочие расходы отличаются от всех других прежде всего крайне широкой номенклатурой, поэтому нам есть, где запутаться.

Внушительная ст. 264 НК РФ содержит перечень прочих производственных расходов организации. Он является открытым, а важность его содержания очевидна уже по той причине, что к такому типу относятся расходы по уплате налогов.

Разумеется, интересуют расходы нас не просто так, а с точки зрения их возможного влияния на налоговую базу. Расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в том числе начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций, но учитываются в составе прочих расходов.

В статью регулярно вносятся изменения. Наиболее крупными и значимыми были изменения 2006 и 2016 годов. Благодаря последним компании смогут относить затраты на подготовку кадров к тем, что способны уменьшить налоговую базу. Считается, что данная поправка позволяет компаниям экономить десятки миллионов рублей в год.

До принятия поправок любые образовательные программы оплачивались бизнесом из чистой прибыли, поэтому облагались налогом по ставке 20%. Теперь же расходы на образование считаются косвенными производственными затратами и не облагаются налогом на прибыль.

К затратам на обучение предприниматели могут относить расходы, произведенные на основании договоров об применении образовательных программ в удалённом режиме, заключенных в соответствии с ФЗ «Об образовании». Так же к расходам на образование можно относить средства, которые предприятия тратят на содержание аудиторий и оборудования, используемого в образовательном процессе, оплату труда персонала.

Судебная практика

Наличие довольно внушительного перечня не говорит о том, что можно изобрести расходы на пустом месте. Об этом говорят многие судебные решения, в том числе и по делу № 305-КГ15-13227, определение по которому было вынесено СК по экономическим спорам ВС РФ 05.11.2015.

Руководствуясь положениями ст. ст. 252, 264 НК РФ, суды согласились с выводами налогового органа о завышении предпринимателями расходов, учитываемых при определении налоговой базы, в связи с причислением к расходам платежей по лицензионному соглашению о ноу-хау от 01.01.2006 и доказанности необоснованной налоговой выгоды, которую получало общество, в результате сокращения налоговой базы на сумму спорных платежей за ноу-хау.

Суды установили, что «ноу-хау» таковым вовсе не являлось, а представляло собой общеизвестные факты, что доказала проведённая экспертиза. Суды учли обстоятельства по другому делу № А40-104549/13, в рамках которого суды признали доказанным налоговым органом факт получения обществом необоснованной налоговой выгоды так же за счет применения оплаты за ложные ноу-хау.

Заявитель пытался обжаловать решения судов нижестоящих инстанций, но высший суд счёл доводы жалобы направленными на переоценку доказательств.

Это довольно характерный пример того, как практику «нулёвых» годов пытаются применить в наше время. Когда-то ноу-хау было волшебным способом уменьшения налоговой базы. К нему относили всё, что приходило в голову, включая консультации по прокладке ЛВС или использованию любых производственных моделей, которые в договоре именовали уникальным решением. Теперь такие фокусы проходят всё реже и реже.