Предпринимательская деятельность гражданина по статье 23 ГК РФ

3c5b8eee-b4f2-4f5b-b0c2-447afb9494cf.jpg

Правовое определение предпринимательской деятельности даёт ст. 2 ГК РФ. Это систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Единственным нормативным актом, который определяет понимание прибыли является ст. 247 НК РФ, трактующая её в качестве доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии главой 25, содержащей статьи о налог на прибыль. Право получать прибыль имеют все участники гражданско-правового оборота, зарегистрированные в качестве субъектов коммерческой деятельности. Если при этом юридическое лицо не образуется, то право устанавливается правилами ст. 23 ГК РФ.

Правовая сущность предпринимательства граждан

Их суть сводится к тому, что все правила, применяемые к юридическим лицам, актуальны и для индивидуальных предпринимателей, но с учетом их специфики. В частности, ИП могут заниматься только отдельными видами деятельности, а закон может устанавливать специальные для того условия. Однако предпринимателем лицо всё равно становится только тогда, когда соблюдены два основных — оно регулярно получает прибыль и при этом прошло процедуру государственной регистрации.

Юридически гражданин, занимающийся предпринимательством без образования юрлица с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ, не может ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд обладает возможностью применить к таким сделкам все правила ГК РФ и других кодексов об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Регистрация ИП проводится на основании тех же правил, что и регистрация юридических лиц, которые отражены в ст. 1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В настоящий момент он действует в редакции от 27.12.2018 года.

Сущность принципиального подхода к регистрации в этом законе не изменилась. Это государственный акт, который сводится к постановке на учет в налоговых органах. Он относится к числу правообразующих, что выражается в появлении у гражданина ответственности. Ещё одним признаком является публичность. С момента регистрации в налоговых органах гражданин попадает в ЕГРИП, сведения из которого доступны всем желающим.

Основная проблема правового регулирования частного предпринимательства граждан

Не только в области регистрации, но и в дальнейшей практике ИП максимально приближены к юридическим лицам, а их деятельность не регламентирована какой-то собственной системой норм. На ИП распространяются практические все те, что имеют отношение к коммерческим организациям, а условия для этого создаёт правило п. 3 ст. 23 ГК РФ.

Законодательство РФ, в части правового регулирования предпринимательской деятельности граждан, стало единым для слишком большого количества видов и типов тех, кто относится к субъектам коммерческой деятельности. Одинаковые нормы права применяются для концернов с многомиллионными оборотами, владельцев магазинов, заводов и по отношению к рабочим, которые не имеют даже средств производства, но владеют лишь инструментом, нужным им для осуществления профессиональной деятельности.

Однако остаётся спорным, что к индивидуальным частным предпринимателям можно относиться так же, как к коммерческим организациям. Причина невозможности полноценного приравнивания как раз в том, что у юридических лиц нет личности, а людей — есть. При прочих равных условиях директор и другие руководители коммерческой организации несут ответственность лишь в пределах уставного капитала, активов юридического лица, а индивидуальный предприниматель — своим личным имуществом, что уже говорит о том, что относиться к ИП так же, как и к организации невозможно.

Слишком высокие риски становится основной причиной для того, чтобы граждане РФ не спешили с регистрацией предпринимательской деятельности. Кто-то вообще, а кто-то именно в качестве ИП. Не опасающиеся вести бухгалтерскую отчётность и имеющие некоторые познания в области юриспруденции лица выбирают регистрацию ООО с одним учредителем. Остальные же просто обходятся без всякой.

Если доход гражданина низкий, он не имеет наёмных работников, не нуждается в торговой точке, то это чаще всего остаётся незамеченным. Все те случаи, когда не имеют регистрации обычные трудящиеся граждане, невозможно однозначно отнести к тем, что представляют собой незарегистрированную предпринимательскую деятельность. Если человек работает по скрытому найму, и это никак не отражено в документации, то в таком случае больше признаков уклонения от налогообложения работодателя, чем незарегистрированной предпринимательской деятельности работника.

Существенно снижает правовую и экономическую защищённость граждан то, что в РФ нет не облагаемого налогом минимального дохода, про который упрямо «забывает» отечественный законодатель. Это уровень, который определён практически во всех странах мира, где правительство с уважением относится к своему народу.

К примеру, в Китае он составляет 750 долларов США. Такой размер был введён летом 2018 года Всекитайским собранием народных представителей. До этого освобождались от уплаты подоходного налога лица, зарабатывающие менее 600 долларов США.

В Эстонии, например, с 1 января 2018 применяется ко всем доходам единый не облагаемый налогом доход по ставке до 6000 евро в год или до 500 евро в месяц.

В России налогом облагается любой доход, даже если он меньше уровня МРОТ.

Законодатель же занят порождением сомнительных инициатив, которые пока внедряются на экспериментальном уровне. Это ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Ставки — 4%, если реализация осуществляется физлицам, и 6%, если реализация осуществляется ИП и ЮЛ. Правда, этот вид в НК РФ имеет наименование «плательщики налога на профессиональный доход». В свете последних инициатив они получили название «самозанятые граждане».

В ходе проведения эксперимента по установлению для такой категории особого налогового режима их число несколько выросло. Плательщиками налога на профессиональный доход в России зарегистрировались примерно 114 тысяч человек. Об этом сообщил глава ФНС Михаил Мишустин на заседании Общественного совета при ФНС в июне 2019 года.

Виды регистрации граждан, получающих доход своими силами

Таким образом, в России существует три вида решения проблемы получения дохода гражданами.

  • Регистрация ИП, которая создаёт довольно высокие риски, поскольку для правового регулирования деятельности ИП используются те же правила, что актуальны для любых субъектов коммерческой деятельности.
  • Регистрация ООО с одним учредителем. Несмотря на то, что формально это выходит за пределы применения ст. 23 ГК РФ, в сущности — такое же индивидуальное предпринимательство по факту. Лишь иллюзия то, что ИП нужно оформлять меньше бумаг. Всё зависит от выбранной системы налогообложения. В некоторых случаях ИП придётся оформлять даже больше документов, чем ООО с одним учредителем.
  • Регистрация деятельности в качестве плательщика дохода на профессиональный доход. В перспективе это может стать точно таким же ИП, поскольку нет ни одного нормативного акта, который подтверждал бы, что низкие налоговые ставки введены на постоянной основе. Всё это более напоминает реализацию проекта вывода из тени тех, кто получает деньги, но про это не знают в ФНС.

Существует и четвёртый вариант, который не предусматривает никакой регистрации. Его и использует большая часть граждан, не имеющих официального трудоустройства. Точное их число неизвестно. По данным Росстата, в апреле 2015 года таких было не менее 4,4 млн. человек. Разумеется, эта цифра крайне далека от реальности. В действительности это не менее 40 млн. граждан, которые заняты в самых разных сферах, в том числе и так называемой теневой занятости.

Позиция высших судов

Позицию высших судов в этой области остаётся неизменной на протяжении многих лет. Применительно к делам, которые так или иначе связаны со ст. 23 ГК РФ, чаще всего решаются вопросы соотнесения деятельности гражданина с предпринимательской. Общие принципы видны в определении ВС РФ от 06.03.2018 № 308-КГ17-14457 по делу № А53-18839/2016. В нём сказано, что на предпринимательство указывает стремление к постоянному получению прибыли, а оно состоит в активных действиях — вовлечении соответствующих ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии, сырья, материалов, энергии, информационных ресурсов и т. д.), нацеленности произведенных затрат на получение положительного финансового результата.

Детализирует такой подход письма Минфина РФ от 07.11.2006 № 03-01-11/4/82 и ФНС от 08.02.2013 № ЕД-3-3/412. В них разъяснено, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать:

  • создание или покупка имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
  • хозяйственный учет, связанный с осуществлением сделок;
  • взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;
  • устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

При этом далеко не каждая сделка может содержать признак предпринимательства. Так, определение ВС РФ от 24.05.2016 № 302-КГ16-5502 по делу № А74-3836/2015 указывает на то, что приобретение нежилой недвижимости отнесено к тем, что связано с предпринимательством, поскольку оно по своим свойствам не предназначено для иных целей, приобретено благодаря, получению по кредита для бизнеса, а с расчетного счета предпринимателя осуществлялась его оплата.

Предприниматель передал помещение некоммерческому партнёрству в безвозмездное пользование, но третье лицо сдавало его в аренду для оказания платных услуг. Всё это было признано ВС РФ обстоятельствами, указывающими на правильность выводов арбитражных судов о коммерческой природе сделки.

При этом существует достаточно много примеров того, что покупки жилой недвижимости или легковых автомобилей, которые делали ИП в судах не рассматривалась в качестве сделок, имеющих отношение к предпринимательству.