Правовые аспекты невменяемости, недееспособности и нетрудоспособности

Правовые аспекты невменяемости, недееспособности и нетрудоспособности

Невменяемость, недееспособность и нетрудоспособность — это состояния, которые могут присутствовать у одного гражданина, но являются разными по своей правовой сущности. Чаще всего их сочетание является следствием наличия расстройства психики, которое диагностируется и классифицируется врачами-психиатрами и клиническими психологами в ходе продолжительного наблюдения. Юридические последствия классифицируются статьями различных кодексов.

Невменяемость в свете уголовного законодательства

Невменяемость — это следствие нарушения сознания, которое происходит в результате расстройства психики. Для признания лица невменяемым необходимо проведение диагностических мероприятий, направленных на выявление симптомов расстройства психики и установление диагноза, который находился бы в соответствии с принятыми в психиатрической отрасли стандартов. В настоящее время в РФ используется медицинский справочник Всемирной организации здравоохранения — МКБ версии 10. В ближайшей перспективе планируется переход на 11 версию. Поэтому при постановке диагноза специалисты должны указать его код, соответствующий кодировке этого справочника.

Юридическую важность невменяемость приобретает преимущественно в связи с совершением каким-то лицом преступления или правонарушения. Дело в том, что ст. 21 УК РФ освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасное деяние, находясь при этом в невменяемом состоянии. Имеется в виду только состояние, которое вызвано нарушением психики. Употребление любых опьяняющих или изменяющих состояние веществ без назначения врача не только не освобождают от ответственности, но и усиливает её.

Последствием применения положения ст. 21 УК РФ становится освобождение лица, признанного невменяемым, от ответственности, с назначением принудительных мер медицинского характера.

Вовсе не обязательно, что ими окажется помещение в стационар, а тем более медицинское заведение специального типа, которое более относится к исправительным. Больной может быть передан под обязательное амбулаторное или амбулаторно-диспансерное наблюдение. В последнем случае медицинское вмешательство будет проходит в так называемом дневном стационаре.

В случае совершения общественно опасного деяния подозреваемый направляется на экспертизу, которая в таком случае проводится по решению суда или ходатайству должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование в рамках уголовного или гражданского делопроизводства. К числу таковых относятся дознаватель, следователь, прокурор. Другие должностные лица полномочиями назначать СПЭ не обладают.

В результате экспертизы лицо обоснованно признаётся невменяемым, частично невменяемым (ограниченно вменяемым) или вменяемым. При этом в уголовном праве основное значение имеет состояние подозреваемого в момент совершения им каких-то опасных для общества действий. Характерно, что ст. 22 УК РФ содержит довольно расплывчатые формулировки о том, что вменяемое лицо, которое в момент совершения общественно-опасного деяния не могло в полной мере осознавать фактический их характер, в силу психического расстройства, подлежит уголовной ответственности.

Несмотря на то, что это довольно часто вызывает споры в среде правоведов, на практике эозначает, что все лица, признанные экспертизой частично вменяемыми, наказываются так же, как и остальные.

Недееспособность и её регулирование гражданским законодательством

Недееспособность имеет значение лишь в гражданском правовом обороте. Признание гражданина недееспособным проводится в соответствии с правилами, которые устанавливает ст. 29 ГК РФ. Гражданин может признаться недееспособным в том случае, если у него имеется диагностированное расстройство психики, которое создаёт причины того, чтобы он не всегда понимает или всегда не понимает значение своих действий. Уже в п. 1 данной статьи содержится ссылка на порядок, установленный ГПК РФ. Имеется в виду его гл. 31, содержащая ст. ст. 281 — 286, раскрывающие порядок признания взрослого гражданина недееспособным.

Законодательство не рассматривает такое состояние фатальным. При наступлении улучшения недееспособность может быть заменена на частичную или отменена вовсе. Хотя на практике случается такое крайне редко, поскольку для комиссии специалистов это влечёт за собой большую степень ответственности. Если это и возможно, то в случае, когда больному удаётся снять диагноз, связанный с тяжелым расстройством психики. Но это связано с очень большими трудностями. Так, параноидная шизофрения официально считается инкурабельным расстройством, которое не предполагает выздоровления. Возможно лишь установление состояния продолжительной ремиссии, но никто не даст гарантий того, что злокачественная форма патогенеза не повторится. Однако со стороны закона никаких проблем для того, чтобы вернуть статус дееспособного лица не существует.

Недееспособность лишает гражданина возможности быть стороной по сделке, заключать устные и письменные договоры. Если такое произойдёт, то сделка признаётся недействительной в силу ничтожности (п. 1 ст. 171 ГК РФ).

Всё то время, пока длится недееспособность, от имени гражданина юридически значимые вопросы решают его опекуны. При этом они должны действовать с учетом мнения своего подопечного, а если его не получается выяснить, то исходя из анализа информации о его предпочтениях. На совершение крупных сделок от имени недееспособного нужно разрешение попечительского совета.

Важно понимание того, что недееспособность не следует за появлением диагноза автоматически. Недееспособным гражданина может признать только суд. Медики имеют право действовать лишь в рамках ФЗ от 02.07.1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», который не даёт им полномочий для вынесения решений, связанных с гражданско-правовыми аспектами. Они могут выступать лишь в качестве экспертов и быть участниками врачебных комиссий, которые решают вопросы о службе в армии, выполнении различных действий, связанных с потенциальной опасностью для общества, и занятием определённых должностей.

Нетрудоспособность и инвалидность

Довольно часто нетрудоспособность путают с недееспособностью. На самом деле — это совершенно разные понятия. Нетрудоспособность, возникающая в силу наличия расстройства психики, связана с потерей способности к социальной адаптации, полноценного понимания значимости своих действий, быстрой утомляемости и других последствий расстройства. Многие больные теряют и способность обслуживать себя самостоятельно. В силу этого они вправе рассчитывать на получение группы инвалидности. Она определяется решением МСЭК на базе критериев, утверждённых минздравом РФ. Такая система была принята ещё в 1996 году и действует и ныне.

Направление на бюро МСЭК даётся лечащим врачом по просьбе пациента или по собственной инициативе и с согласия пациента или его опекуна. Группы инвалидности соответствуют общему стандарту, принятому в РФ, а для каждой из них назначается программа индивидуальной реабилитации, учитывающая особенности расстройства психики и больного. Группа может быть пожизненной, но чаще встречаются ситуации, когда больные регулярно посещают не только своего участкового психиатра, но и бюро, с целью проведения переосвидетельствования.

Особенности дел, связанных со ст. 29 ГК РФ, и определение ВС РФ

Судебные споры, касающиеся лиц, страдающих расстройствами психики, отличаются большим разнообразием. Это связано с тем, что не только сами больные подчас совершают различные нелогичные поступки, но и лица, входящие в их окружение, в том числе и опекуны. Далеко не всегда их поведение является добросовестным, а справедливость иногда доказать очень сложно. Так, 25.06.2013 г. СК по административным делам ВС РФ рассматривалось дело № 5-КГ13-52. Его особенностью является то, что сделка была совершена от лица недееспособной гражданки, но вопреки закона. В результате суд первой инстанции вынес вполне обоснованное решение.

Доверенность и заключенный на ее основании договор купли-продажи квартиры были признаны ничтожными сделками в силу ст. 168 ГК РФ. Указанно и на то, что доказательств, свидетельствующих о том, что на момент выдачи доверенности и заключения договора купли-продажи квартиры гражданин, действующий от имени недееспособного лица, являлся его опекуном и имел право совершать от его имени сделки в соответствии с положениями ст. 29 ГК РФ, представлено не было. Однако впоследствии это решение было отменено судом апелляционной инстанции. В определении ВС РФ отмечалось, что отмена первого судебного решения была следствием неправильной трактовки ряда нормативных актов о долевой собственности.

В результате решение апелляционного суда было отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции, а квартира вернулась в собственность недееспособной гражданки. Это говорит о том, что граждане, страдающие расстройствами психики, остаются наименее защищёнными, а справедливость в отношении их собственности подчас может восторжествовать только тогда, когда дело дойдёт до высшего суда.