Право на обязательную долю в наследстве имеют нетрудоспособные близкие завещателя, относящиеся к определённым категориям. Их круг перечислен в ст. 1149 ГК РФ. Он не может быть расширен или истолкован произвольно. Указанные в нём группы лиц в обязательном порядке призываются к наследованию, хотя могут отказаться от его получения по своей воле.
Таким образом ограничивается свобода завещания и проявляется забота о той категории граждан, которые относится к наиболее незащищённым слоям общества. Все обязательные наследники, к какой бы категории они не относились, объединяются общим признаком нетрудоспособности. Это не просто дети или родители завещателя, а именно те из них, которые не могут зарабатывать на жизнь своим трудом.
Причины нетрудоспособности, имеющие отношение к ст. 1149 ГК РФ
Нетрудоспособность может возникнуть в силу того, что лица:
- не достигли возраста, позволяющего заключать трудовые контракты с работодателем — для учащихся 18 лет, для прочих — 16 лет;
- являются пенсионерами по старости, кроме тех, что вышли на пенсию раньше установленного законом возрастного срока;
- стали инвалидами в силу заболеваний и это подтверждается официальной принадлежностью к той или иной группе, по принятой в России классификации инвалидов.
Соединение списка нетрудоспособных со списков близких людей, которые имели бы право на наследство в случае отсутствия завещания, порождает перечень обязательных наследников, а рассматриваемая статья включает в их число всех лиц, которые являются нетрудоспособными и могут претендовать на наследство на основании положений ст. ст. 1124-1145 и 1148 ГК РФ.
Доля обязательных наследников формируется в первую очередь из всего того, что не было завещано. При недостаточности имущества, которое не отражено в завещании, из того, что завещано. Допускается ущемление интересов наследников по закону и по завещанию, на что не спрашивается их согласие. Обязательная доля в наследстве не может быть менее половины от той, которая причиталась бы наследнику, имеющему право на нее, при наследовании по закону. В таком объёме она должна быть выделена ему даже в том случае, если он упомянут в завещании, но так, что его доля меньше названной величины.
При исчисление доли обязательных наследников и формировании их круга учитывается ряд других положений.
Наследники второй очереди, как и всех последующих, а так же наследники по праву представления, не могут стать обязательными, за исключением тех случаев, когда они находились на иждивении наследодателя в течение года. Сами по себе положения ст. 1149 ГК РФ не создают обязательного условия совместного проживания с наследодателем, оно становится актуальным только тогда, когда к наследству призываются лица, относящиеся к перечисленным в п. 2 ст. 1148 ГК РФ.
Усыновлённые при жизни наследодателя дети не могут стать обязательными наследниками. Исключение могут составить только случаи, относящиеся к п. 4 ст. 137 СК РФ, предусматривающего возможность сохранения правоотношений с одним из родителей. Если же усыновление произошло после смерти, то они считаются наследниками.
Постановление Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о наследовании» и индивидуальные особенности некоторых ситуаций
Существенную роль при принятии судами решений по определённым делам играет постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании». Непосредственно ст. 1149 ГК касается его п. 31, который указывает на критерии определения нетрудоспособных. В нём содержится абзац о том, что граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы (вне зависимости от назначения им пенсии по инвалидности) относятся к числу нетрудоспособных. Однако дословное истолкование этого абзаца позволяет считать трудоспособными всех тех лиц, которые отказались от прохождения самой процедуры получения группы инвалидности, но в действительности не могут трудиться в силу состояния здоровья.
Практика показывает, что таких намного больше, чем тех, кто имеют группу, но не получают пенсию. При этом от получения инвалидности люди отказывались не думая при этом про наследство. Сама процедура в РФ так сильно усложнена, что её прохождение выдержит не всякий здоровый. Для многих больных же получение группы становится крайне сложной задачей.
В 2017 году гражданка О. А. Егорова обратилась в связи с этим с жалобой в Конституционный суд РФ, но в принятии её к рассмотрению было отказано определением от 28.03.2017 года № 621-О. При этом было указано на то, что п. 1 ст. 1149 ГК РФ направлен на материальное обеспечение тех категорий лиц, которые нуждаются в особой защите в силу возраста или состояния здоровья. В качестве аргумента были приведены определения КС РФ от 23.06.2015 года № 1513-О, от 26.05.2016 года № 1024-О и др. По мнению судей КС РФ, уже это является доказательством того, что статья никак не может нарушать чьих-либо конституционных прав.
Без сомнения это так, но вопрос в жалобе поднимался в основном о том, что для признания права на обязательную долю в наследстве на дату его открытия требуется формальное признание лица инвалидом, а не установление факта потери им трудоспособности в связи с наличием серьезного заболевания.
В КС РФ вполне справедливо отметили, что установление и исследование фактических обстоятельств, связанных с наличием или отсутствием оснований для отнесения какого-то гражданина к нетрудоспособным лицам, к его компетенции не относится. Но из этого нельзя сделать вывод о том, что вопрос возник без причины. Здесь мы имеем дело с проблемой, которая появляется в силу затруднения получения больными людьми инвалидности. В результате её отсутствия граждане не могут получить не только пенсию от государства, но и те привилегии, которые полагаются всем инвалидам, включая призвание их к наследству в силу нетрудоспособности.
Это нужно иметь в виду тем, кто принимает решение о том, получать ли ему направление на медико-социальную экспертизу. Без группы гражданин, чьё физическое состояние исключает или снижает способность зарабатывать на жизнь, не получит и никаких дополнительных возможностей.