Нарушения правил пересечения железнодорожных путей в виде выезда на участок переезда при закрытом или закрывающемся шлагбауме, попытки преодолеть полотно в месте, где нет переезда — являются довольно серьёзными правонарушениями, которые способны принести вред не только автомобилю, но и поезду, к примеру, если резкое торможение приведёт к сходу вагонных колёс с рельсов. Наказание за него предусмотрено ст. 12.10 КоАП РФ. Она включает в себя три части.
Объективная и субъективная сторона правонарушения
Первая часть рассматривает переезд полотна в местах, где нет специальным образом оборудованного переезда, и выезд на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме. За такие действия водителя ждёт штраф в размере 1000 рублей или лишение прав на срок от 3 до 6 мес. Вторая часть предусматривает наказание за нарушение других правил использования переездов, которые не попадают в разряд тех, что относятся к ч. 1. В таком случае наказанием станет штраф в 1000 рублей. Третья часть применяется в случае, если деяние, предусмотренное ч. 1 данной статьи, совершается повторно. Тогда нарушителя ждёт лишение прав управления ТС сроком на год.
Сами же правила пересечения железнодорожных путей изложены в Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
Объективная сторона образуется в результате совершения водителем какого-то из действий, указанных в общем перечне. Разделены они в первую очередь по распространённости. В ч. 1 собраны те, которые совершаются чаще всего. Объективная сторона правонарушений по ч. 2 составлена в отсылочной форме, и представляет собой всё то, что правилам противоречит, но к первой части отношения не имеет.
Так, правила запрещают пытаться пересекать переезд в том случае, если за ним образовался затор, которые мешает проезду. Если водитель тронулся с места, не обращая внимания на наличие преграды для полноценного проезда, и вынужденно остановился где-то возле полотна или на нём самом, то это станет причиной для наложения санкций по ч. 2.
Субъектами правонарушения всегда являются только водители, а субъективный состав характеризуется наличием умысла во всех случаях.
Отдельные правила и положения, имеющие актуальность при рассмотрении дел в судах
При рассмотрении конкретных дел имеют важность определённые параметры, расписанные в соответствующем законодательстве. К примеру, границы переезда определены до шлагбаума или при его отсутствии на расстоянии 10 м от рельса по пути движения ТС (ч. 2 ст. 21 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ»).
Пунктом 6.9 ПДД определено, что круглый бело-лунный мигающий сигнал, установленный на переезде, позволяет движение ТС через переезд. Движение разрешается и при выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах. Разумеется, в том случае, если в пределах видимости не наблюдается локомотив или дрезина, движущиеся в сторону к переезду.
В соответствии с п. 15.2 ПДД при приближении к переезду водитель должен соблюдать требование всех дорожных знаков, что установлены на участке, а так же светофоров, разметки, учитывать состояние шлагбаума и убедиться в отсутствии приближающегося поезда.
Нужно учитывать и то, что п. 15.3 ПДД запрещается выезжать на переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме. Не важно, какой в этот момент горит сигнал светофора., Запрещается движение по переезду и при красном сигнале светофора, независимо от состояния шлагбаума.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ правонарушением считается пересечение полотна железной дороги вне переезда, выезд на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора, а так же остановка на переезде.
Все эти данные взяты из решения № 12-157/2019 от 18.06.2019 г. по делу № 12-157/2019 Медведевского районного суда. Оно связано с удовлетворением жалобы инспектора ДПС, который просил более детально рассмотреть обстоятельства одного правонарушения и отменить решение мирового суда, согласно которому состава административного правонарушения в действиях водителя не было. Дело было возвращено в суд на новое рассмотрение.