Налоговые органы наделяются рядом прав и полномочий и должны действовать сообразно с нормативными актами РФ. Общие принципиальные и основополагающие их права закреплены в ст. 31 НК РФ. Вся их совокупность связана с необходимостью контролировать выполнение участниками налоговых отношений обязанностей по уплате налогов, сборов и перечислении страховых взносов.
Что могут налоговики?
Наиболее значимыми являются право требовать предоставления любых документов, которые имеют отношение к налоговой базе, а так же вызывать всех участников отношений для дачи ими соответствующих объяснений по осуществлению платежей и получению дохода, право осуществления налоговых проверок, которые могут быть связанными с выемкой документации и инвентаризацией.
Обычные люди, не имеющие отношения к предпринимательской деятельности, чаще всего не понимают значимости реализации этих прав. В ходе установления активного контакта налоговых инспекторов и проверяемых ими лиц те могут практически полностью потерять возможность осуществления предпринимательской и всякой другой хозяйственной деятельности.
Если налоговая проверка, сопровождающаяся полной выемкой документации, продлится слишком долго, то субъект предпринимательской деятельности может оказаться на грани банкротства или стать банкротом.
Это можно понять посредством сравнения с обыском. Он длится всего несколько часов, а уже на следующий день помещения, где он проводился, готовы к практической эксплуатации. Если же на складе идёт инвентаризация, то она может занять куда больший срок, иногда — целый месяц. Всё это время склад является полностью или частичным потерянным для осуществления работы. В результате предприятие не может работать полноценно, простаивает, терпит убытки и закрывается.
Обладают налоговые органы и правом определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему. Простыми арифметическими расчетами это можно сделать только в том случае, если речь идёт про определение суммы в 13% от зарплаты на уровне МРОТ. Предпринимательская деятельность может быть связана с осуществлением тысяч самых разных сложных операций, которые могут породить различных подходы к расчету облагаемой налогом базы. Проведение расчета конечной суммы, которую нужно выплатить, в таком случае это не просто математическое действие, а нечто более важное.
Следует отметить, что понятие «право» в данном контексте представляет собой обозначение легитимных границ осуществления должностным лицом его служебных обязанностей. Здесь понимание прав основывается не на базовых основах гражданского правового общества, а на взаимоотношениях, которые возникают у граждан и представителей государственных структур.
Право налогового органа обеспечивается в первую очередь тем, что в государстве установлена определённая внутренняя политика в области налогов и сборов. Степень же полномочий существует до тех пор, пока не будут приняты иные нормативные акты.
Это коренным образом отличается от базовых гражданских прав и свобод демократического общества, к примеру, прав человека, которые базируются на ряде международных соглашений, принципах нравственности, морали и этики.
Должностное лицо, в данном контексте — налоговый инспектор, обладает правом издания распоряжений и обращения к участникам налоговых отношений с требованиями. Если они отказываются ему подчиняться, то у них появляется ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Однако она находится во взаимосвязи с правами самих граждан и должностных лиц, которые не могут быть нарушены постановлениями налогового органа. Так, административная ответственность возможна лишь за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.
Права налогового органа и определение им суммы налога в судебной практике
Отказ от передачи налоговому органу запрашиваемой тем информации далеко не всегда идёт на пользу налогоплательщику. В определении по делу № 304-КГ16-3174 от 20 апреля 2016 г. СК по экономическим спорам указала на то, что общество в ходе выездной налоговой проверки отказало в передаче необходимых документов бухгалтерского и налогового учета со ссылкой на их утрату в связи с произошедшим паводком.
В таком случае у налоговой инспекции есть право, закреплённое подпунктом 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, применить расчетный способ определения налоговых обязательств.
Инспекция опиралась на имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике, документацию, которую удалось собрать и получила достаточно полную картину хозяйственной деятельности общества, что позволило определить налоговые обязательства. Это было отмечено судами нижестоящих инстанций и нашло понимание в ВС РФ.
Бремя доказывания того, что размер налоговой базы, полученной инспекцией, не соответствует реальности в таком случае ложится на налогоплательщика. Однако он не смог предоставить своих более верных расчетов, поэтому обществу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ.