Все участники дел, рассматриваемых в судах в рамках применения норм ГК РФ и других нормативных актов гражданского правового оборота, пользуются довольно серьёзным спектром процессуальных прав. Их нарушение в суде становится основанием для подачи апелляционной или кассационной жалобы с требованием отмены судебных решений и пересмотра дела. Общие права участников судебных споров установлены положениями ст. 35 ГПК РФ.
Базовые процессуальные права участников судебных споров в рамках гражданского судопроизводства
В рассматриваемой статье перечислены далеко не все из прав. Это лишь базовый перечень. Другие процессуальные права, закреплённые в статьях ГПК РФ, образуют содержание институтов гражданского процессуального права и реализуются на определённых стадиях судопроизводства.
К примеру, к ним относится право истца вносить в иск изменения и уточнения, отказаться от него вовсе. Ответчик может признать иск или не признать. Совместным решением стороны могут прийти к мировому соглашению. В случае наличия альтернативной подсудности истец обладает правом выбрать суд по своему усмотрению. Так же стороны обладают правом на изменение территориальной подсудности.
В своей сущности реализация сторонами их процессуальных прав является конкретизацией принципов гражданского процессуального права.
Так, в случае совершения волеизъявлений находит конкретное применение принцип диспозитивности. Принципы равноправия и состязательности сторон осуществляются в ходе реализации права заявлять суду ходатайства об истребовании доказательств, предоставлении доказательств и участии в их исследований.
Конкретизацией действия принципа гласности судебного процесса является реализация права знакомиться с материалами дела, делать выписки или снимать копии, а так же приводить доводы по всем возникающим вопросам. Дело в том, что гласность это не только публичность, но и открытость судебного процесса для участвующих в деле лиц.
Обязанности процессуального характера участников рассмотрения дел в рамках гражданского судопроизводства
Во второй части рассматриваемой статьи содержится напоминание того, что участники рассмотрения дела несут процессуальные обязанности, которые определяет ГПК РФ. Сами обязанности в статье не детализируются в силу того, что подразумевается их связь с обстоятельствами различных дел.
Внимание обращается только на общую обязанность добросовестно пользоваться всеми процессуальными правами. Какие-то конкретные процессуальные обязанности находятся в прямой зависимости от того, кто является субъектом, как и от стадии судопроизводства.
Недопустима реализация прав, направленная на затягивание процесса, сознательный обман судей или других участников.
В случае, если сторона заявила неосновательный иск, и это было сделано намеренно, или противодействовала правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела так, что это приобрело системный характер, суд вправе возложить уплату компенсации в пользу другой стороны в силу фактической потери ею времени. Об этом говорят нормы ст. 99 ГПК РФ.
Отражение положений ст. 35 ГПК РФ в определениях высших судов
Положения статьи могут иметь довольно серьёзное значение для рассмотрения дела. Иногда именно на них ориентируются высшие суды, когда отменяют решения судов нижестоящих инстанций.
К примеру, для реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству суд может уменьшить сумму судебных издержек, включая и расходы на оплату услуг представителя. Для этого заявленная к взысканию сумма должна иметь все признаки чрезмерности. Однако это необходимо доказать, а в деле должны иметься материалы, подтверждающие, что расходы носят неразумный характер.
В деле № 34-КГ16-5, определение по которому было вынесено СК по гражданским делам ВС РФ 19 апреля 2016 года, это имело серьёзное значение. При соответствующих обстоятельствах высший суд счёл, что допущены существенные нарушения норм права, поэтому дело было возвращено в суд апелляционной инстанции.