Последствия недействительности сделки, в соответствии со статьей 167 ГК РФ

322d1f16-849b-45f8-9d3d-065c4541f7d7-h.jpeg

Недействительной признаётся сделка, которая изначально содержала какой-то порок, а её заключение нарушало чьи-то права или противоречило правовым нормам. Правила дальнейшего поведения сторон и юридические последствия недействительной сделки определяет ст. 167 ГК РФ. Сущность её п. 1 заключается в том, что в случае признания сделки недействительной не возникает никаких юридических последствий, кроме связанных с её недействительностью.

За признанием сделки недействительной следует реституция

В общем случае должна начаться двусторонняя реституция. Таким образом называется восстановление ситуации, которая существовала до наступления какого-то события, а под ним в данном случае подразумевается заключение соглашения. Если одна сторона была что-то должна другой, в силу выполнения своих обязанностей по договору, признанному судом недействительным, то этот долг утрачивает юридическое значение.

Кредитор не может требовать от должника уплаты остатков и процентов, не может и простить оставшуюся часть в силу признания сделки недействительной.

Все переданные вещи и другие материальные ценности стороны должны вернуть друг другу. На практике этот процесс может быть связанным с использованием механизмов, предусмотренных ст. 1102 ГК РФ, указывающей на необходимость вернуть неосновательное обогащение.

Кроме двусторонней реституции, в случаях предусмотренных законодательством, возможна односторонняя, когда одна сторона возвращает всё то, что было получено по сделке другой, а та передаёт это в государственные фонды. Существуют и способы недопущения реституции посредством немедленного изъятия всего имущества и всех ценностей, получение которых связано с недействительным договором, непосредственно у участников, с последующей передачей государству. Обе меры предусмотрены ст. 169 ГК РФ и основываются на том, что стороны сделки признаются недобросовестными лицами, которые вступили в договорные отношения с целью совершения противоправных действий.

Существует и отдельный вид односторонней реституции, который относится к ситуациям, указанным в ст. 179 ГК РФ. Это сделки, совершенные под влиянием введения в заблуждение, угроз и насилия, при наличии злого умысла у одной из сторон, а также все те, когда какое-то лицо было вынуждено стать участником договорных отношений вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась.

Такой вид сделок называется кабальными. Часто они сочетаются с угрозами и насилием, а природа ситуации влечёт за собой применение отдельных статей УК.

К примеру, если злоумышленники заставили владельца недвижимости подписать договор купли-продажи силой или шантажом. Против них возбуждается уголовное дело, а в отношении имущественных прав потерпевшего применяется правило ст. 179 ГК РФ. Особенности частной ситуации могут накладывать на какую-то из сторон обязанность возместить реальный ущерб или убыток.

Первое, возмещение реального ущерба, происходит в случае, если недействительность сделки проистекает из:

  • признания лица, являющегося участником сделки, недееспособным (п. 1 ст. 171 ГК РФ), имеющим ограничения в дееспособности (п. 1 ст. 176 ГК РФ) или не понимающим значение своих поступков (п. 3; ст. 177 ГК РФ);
  • совершения сделки несовершеннолетним лицом (п. 1 ст. 172 ГК РФ и п. 1 ст. 175 ГК РФ);
  • доказанного наличия заблуждений у одного из участников сделки (п. 2 ст. 176 ГК РФ);
  • обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения или стечением тяжких обстоятельств (п. 2 ст. 179 ГК РФ).

Риски добросовестных участников правовых отношений

Применение данной статьи не создаёт никаких рисков для добросовестных участников гражданского правового оборота. Однако из этого нельзя сделать вывод о том, что не содержат никаких потенциальных рисков сами сделки. К примеру, сделка купли-продажи может быть совершена лицом, лишённым дееспособности в силу наличия у него психического расстройства. Сделать это больной может без согласия и уведомления своего попечителя, не ставя никого в известность о своём статусе. Если он продавец имущества, то вправе получить деньги и потратить их в самый короткий срок.

Впоследствии, узнав о событии, попечитель лица, страдающего расстройством психики, может обратиться в суд с исковым заявлением, обладая при этом весомой причиной для требования признания сделки недействительной. После этого недвижимое имущество должно вернуться к продавцу, а вот денег на счетах у другого участника сделки уже нет. Постановление суда о том, что он должен вернуть их, вступит в силу, но практическим решением вопроса станет перечисление денег с карты больного, когда они будут начисляться туда государственными службами, если он получает пенсию по инвалидности.

Таким образом, возврат всей суммы будет очень долгим. Больной же освобождается и от уголовной ответственности, если он является ещё и невменяемым, а не только недееспособным.

Отражение ст. 167 ГК РФ в материалах высших судов

Применение статьи неоднократно рассматривалось Конституционным судом РФ. Он исходит из того, что п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ не могут применяться в отношении реституции в том случае, если оба участника сделки были добросовестными. Тогда нужно применять основания, предусмотренной ст. 302 ГК РФ, и подавать виндикационный иск. Дело в том, что ст. 302 ГК РФ позволяет истребовать имущество и у добросовестного покупателя.

Однако КС РФ не нашёл в самой ст. 167 ГК РФ каких-либо существенных признаков того, что она противоречит Конституции РФ. Так, смысл Постановления от 21 апреля 2003 г. по делу N 6-П сводится к тому, что при заключении сделок граждане рискуют, и не все риски могут быть компенсированными в полном объёме. Рассматриваемая статья на самом деле не может применяться по отношению к ситуациям, когда реституция ущемляет интересы добросовестного лица, но это не означает и того, что к нему невозможно предъявить иск в рамках рассмотрения дела о неосновательном обогащении.

Одним из наиболее важных документов, который официальным образом раскрывает особенности применения ст. 167 ГК РФ, является Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Данной теме отведены п. п. 80, 82, 83 и другие.

Из них становится ясно, что взаимные представления по недействительной сделке считаются равными, пока не будет доказано обратное, а суд может взыскать доход по незаконной сделке в казну, если за ней стояло правонарушение. Даются ответы и на другие частные вопросы.