Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах на основании положений ст. 10 НК РФ

Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах на основании положений ст. 10 НК РФ

Нарушение налогового законодательства — это действие или бездействие, которое направлено на уход от уплаты налогов. Оно может выражаться в признаках совершения административного правонарушения или уголовного преступления. В УК РФ ответственность за налоговые преступления предусмотрена ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2, а в КоАП статьями гл. 15.

Ответственность за нарушение налогового законодательства в самом НК РФ регламентируется на основании глав 14 и 15, хотя общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений содержатся только в 15-ой гл. Кодекса. Порядок производства по делам о нарушениях налогового законодательства закреплён в ст. 10 НК РФ.

Сущность производства по делам о нарушениях в области налогов и сборов

Основной особенностью российского законодательства в этой области является его запутанность и нечёткость обозначения границ между действиями, за которые следуют административные санкции или уголовное наказание. У некоторых практикующих юристов и правоведов имеется мнение о том, что всё это далеко не случайно, но изначально направлено на то, чтобы дать компетентным органам больше полномочий.

Налоговые преступления имеют свои характерные особенности. Прежде всего — большая сложность и запутанность финансовых операций и отчётности, которую необходимо проанализировать для того, чтобы сделать вывод о том, что произошло налоговое правонарушение.

Каждый предприниматель, каждый субъект хозяйственной и коммерческой деятельности, как и каждое физическое лицо, получившее доход или обладающее каким-то имуществом, обязано платить налоги. Установлено это правило Конституцией страны, которая в этой части остаётся неизменной, какие бы поправки в неё не вносились, поскольку налоги и сборы являются основным источником формирования бюджета государства.

Сами налоги и порядок их удержания перечислены в НК РФ. Новые налоги не могут возникнуть без того, чтобы не появиться в этом Кодексе, а на процедуру принятия закона уходит что-то около года.

Налогоплательщики платят налоги по той системе, которую они же выбирают, и только с того, что относится к налоговой базе. Если у гражданина есть дача, то он платит налог с недвижимости, которой обладает. Но надворные постройки станут отдельными объектами недвижимости и налогообложения только в том случае, если сначала попадут в реестр недвижимости и сделок с ней, т. е. будут оформлены в таком качестве.

Это может потребоваться владельцу для каких-то своих целей, к примеру, совершения отдельных сделок с отдельными постройками. В любом случае от владельца в этом вопросе зависит довольно много.

Но это всего лишь обладатель загородной дачи. Предпринимателям, чьё хозяйство намного серьёзнее, законодательство позволяет делать выбор между системой налогообложения и объектом, а впоследствии соотносить определённые операции со счетами и другими бухгалтерскими критериями так, что появляется возможность существенно сэкономить на налогах.

Управление налоговой базой посредством внедрения наиболее рационального отражения предпринимательской деятельности в финансовой отчётности ложится в основу процесса налоговой оптимизации, которую часто организуют консалтинговые компании.

Основная проблема в том, что одни и те же действия можно подать с разной точки зрения. Можно купить завод, а потом добиться банкротства предприятия, затем выкупить активы и продолжить работу, но уже от другого лица, и получить за это престижные награды от губернатора, а то и правительства. Но эти же действия могут стать и составом налогового преступления. Зависеть это может от политической конъюктуры, а не от реального совершения виновных действий.

В ст. 10 НК РФ говорится о производстве, под которым следует понимать процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дел. Каждое из них рассматривается только в рамках одного производства. В сущности это процесс привлечения лица к ответственности на основании того, что им было нарушено налоговое законодательство. Под этим же следует понимать виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом его законных обязанностей.

Все они делятся ещё и с процессуальной точки зрения, но в любом случае необходимо составление акта. Производство по делу о налоговом правонарушении возбуждается с момента составления акта налоговой проверки или об обнаружении фактов налоговых правонарушений.

Результатом делопроизводства становится появление решения, которое соотносит виновные действия с административным правонарушением, уголовным преступлением или не находит состава того и другого в силу отсутствия оснований для привлечения к ответственности.

За одно нарушение одно лицо не может быть привлечено к ответственности дважды. Однако административное взыскание, наложенное на юридическое лицо, не освобождает от ответственности за тоже самое правонарушение ещё и виновное физическое лицо, как и наоборот, — привлечение к ответственности физического лица не освобождает от ответственности за это же правонарушение юридическое.

Однако все эти правила не имеют непосредственной связи с рассматриваемой статьёй. Будучи в сущности процессуальной, она не относится к числу тех, которые важны для принятия судебных решений, поскольку не содержит никаких положений имеющих собственную значимость при рассмотрении конкретных дел.