В некоторых случаях законодательство позволяет увеличить срок, отводимый на оплату налога. Это носит название налоговой отсрочки, но возможен и вариант рассрочки. Условия их предоставления устанавливаются ст. 64 НК РФ.
Основные особенности предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов
Первый пункт рассматриваемой статьи определяет, что увеличения срока может произойти на срок до года. Основанием для того может стать ущерб от стихийного бедствия или других видов действия вредоносной непреодолимой силы. Вообще законодательство трактует такую силу более широко, чем взрывы и пожары. Это любые чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которые связаны с введением особых режимов.
К ним невозможно отнести деловое поведение контрагентов, которые сорвали сроки поставок чего-либо важного или платежей за что-либо. Невозможно выставить в качестве уважительной причины неуплаты налога в срок и банальное отсутствие средств на счетах налогоплательщика.
Это связано с тем, что предпринимательская деятельность в российских законах относится к той, что проводится на свой страх и риск, а ответственность за выбор добропорядочных и надёжных контрагентов также ложится на самого налогоплательщика.
Увеличение срока уплаты налога носит заявительный характер. К заявление, подаваемому в региональное отделение ФНС, должна быть приложена копия официального заключения о факте наступления непреодолимой силы. В противном случае налоговый орган всё равно должен его принять, но вправе ответить отказом.
Вместе с названными документами налоговикам передаётся ещё и акт оценки причиненного налогоплательщику ущерба, который возник в силу действия непреодолимой силы. Оба акта составляются органом исполнительной власти или местного самоуправления.
Другим условием увеличения сроков оплаты налогов является непредоставление бюджетных ассигнований в надлежащий срок заинтересованному лицу или недоведение нужных объемов финансирования до заинтересованного лица, — получателя бюджетных средств, в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога.
Данное условие применимо только в том случае, если налогоплательщик получает из бюджета средства в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога. В таком случае задержание финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа становятся основаниями для получения налоговой отсрочки.
Разумеется, для этого налогоплательщик должен за законных основаниях зависеть от получения денег из казны, к примеру, выполняя государственные или муниципальные заказы. Другими словами, обычные ООО, контрагентами которых являются такие же частные организации, не имеют возможность сослаться на то, что контрагент не выполнил условия договора, что затруднило уплату налога, а лица, выполняющие государственные заказы и работающие на государство, могут. Особенно в том случае, если финансирование проводится только из бюджетных средств.
Такие налогоплательщики к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагают документ получателя бюджетных средств, содержащий данные о сумме, что не перечислена лицу из бюджета в размере, нужном для исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Прямая угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной уплаты таковым налога также является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки. Критериями банкротства становятся неспособность лица удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате необходимых платежей, если обязанность не исполнена в течение трех месяцев от даты, когда должна быть исполнена, при превышении суммы обязательств рыночной стоимости имущества и др.
Основанием предоставления отсрочки становится экономическое состояние налогоплательщика, занимающегося хозяйственной деятельностью, которое определяется по результатам анализа, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с правовым регулированием в области банкротства.
Если имущественное состояние физлица не позволяет тому осуществить единовременную уплату налога. Отсрочка на данном основании также предоставляется после обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением. К нему прикладываются сведения об имуществе, кроме того, на которое не может быть обращено взыскание.
Сезонный характер производства налогоплательщика так же является основанием для возможности получить отсрочку. Перечень видов деятельности, связанных с сезонным характером организации работ, утвержден ПП РФ от 6 апреля 1999 г. № 382. В сельском хозяйстве это растениеводство, в рыбном — разведение прудовой рыбы и рыбопосадочного материала.
К заявлению о предоставлении отсрочки налогоплательщики такого типа должны приложить документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации доля дохода от сезонного вида деятельности не менее 50% от общего объёма выручки.
В случае уплаты налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в ситуациях, определённых ТК ТС, установленных таможенным законодательством ТС и РФ о таможенном деле. При наличии таких оснований отсрочка по уплате налога предоставляется организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физлицу — на сумму, не превышающую стоимость его ликвидного имущества.
Заявление о предоставлении отсрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К нему прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований. Копия направляется налогоплательщиком в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. Порядок рассмотрения утвержден Приказом ФНС России от 30 ноября 2010 г. № ММВ-7-8/666@.
Также будут нужны справки:
- о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
- содержащие перечень всех открытых налогоплательщику счетов в банках;
- об оборотах за каждый месяц из предшествующего полугодичного срока, а также о наличии расчетных документов, либо об их отсутствии;
- об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика;
- содержащие перечень контрагентов — дебиторов с указанием цен договоров.
К заявлению требуется приложить документы, подтверждающие то или иное обстоятельство, на основании которого налогоплательщик обращается за предоставлением отсрочки. В заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с положениями главы Кодекса. По требованию уполномоченного органа налогоплательщиком представляются документы об имуществе, что может стать предметом залога, либо поручительство.
Характер упоминания ст. 64 НК РФ в судебных актах
В судебных актах ссылки на статью приводятся сообразно с индивидуальными особенностями ситуации. Из материалов дела № АПЛ14-244, решение по которому вынесено ВС РФ 3 июля 2014 года, становится ясно, что в апелляционной жалобе некое общество просит отменить решение суда начальной инстанции, аргументируя это несоответствием выводов суда закону и неправильным применением норм материального права.
В частности указывается на то, что отдельные положения Методики проведения анализа финансового состояния налогоплательщиков, выпущенной минэкономразвития РФ в целях установления угрозы возникновения признаков банкротства, противоречат нормам рассматриваемой статьи НК РФ и ФЗ «О несостоятельности», так как при определении признаков наличия банкротства Методика не учитывает суммы краткосрочных заёмных средств и кредиторской задолженности.
По мнению заявителя, оспариваемые положения практически лишают возможности получения отсрочки, что нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Это пример того, как налогоплательщик и заинтересованное лицо пытается оспорить подзаконный акт, который считает противоречащим основным нормам. Но на этот раз высший суд не нашёл доводы убедительными и никаких изменений в Методике или признания невозможности использования её судами, не последовало. Жалоба общества была отклонена.