Договорные отношения предусматривают отсутствие властного подчинения одной стороны другой. Никто не может требовать того, чтобы кто-то вступил в них или бы условия оказались сформированными в силу чьей-либо властной воли. Исключение могут составить только ситуации, которые оговорены в самом ГК, других законах или добровольно принятым ранее обязательством. Само понятие свободы договора и сущность связанных с ним аспектов раскрываются в ст. 421 ГК РФ. Вместе они находятся в тесной связи с началами гражданского правового оборота, которые закреплены в п. 1 ст. 1 ГК РФ. Принцип свободы договорных отношений тесно связан с принципом автономии воли, изложенном в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Кроме ст. 421 ГК РФ принцип конкретизируют ст. ст. 423, 424, 425, 429 ГК РФ.
Сущность понятия свободы договора
Проявляется свобода договора в виде трёх основных аспектов:
- отсутствие принуждения к вступлению в договорные отношения;
- свобода в определении юридически значимой природы договора;
- свобода в определении условий и содержания договора.
Существует и ещё один немаловажный фактор. Если обе стороны этого хотят, то они могут расторгнуть договор на любом этапе его существования.
Рассмотрим эти аспекты более детально.
Отсутствие принуждения означает, что любой субъект хозяйственной деятельности вправе сам решать, чем ему заниматься, с какими лицами вступать в правовые отношения и какие цели преследовать. Понять важность этого поможет экскурс в историю. В годы существования плановой экономики все предприятия получали предписания и задания от министерств и ведомств. Для их выполнения они обязаны были начать взаимодействие с поставщиками и получателями товара. Договорные отношения заключались для реализации государственного плана.
В современной России ни одно министерство не может приказать каким-либо компаниям делать что-либо. Все договора, заключаемые ими в ходе осуществления хозяйственной деятельности, носят исключительно добровольный характер.
Свобода определения характера договора даёт всем участникам гражданского правового оборота удовлетворять свои экономические потребности и руководствоваться в первую очередь нормами деловой этики, обычаями, возникающими в различных отраслях хозяйственной деятельности, здравым смыслом, а не именно законом. Если двум лицам выгодно заключение договора, и он не противоречит ГК РФ и законам, хотя характер сделки не отражен ни в одной из статей, то она является полностью законной, при условии её соответствия общим началам и смыслу гражданского законодательства (п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Предусмотренные законом договоры часто называют поименованными, а другие непоименнованными.
Указание на поименованные содержится во второй части ГК РФ.
Стороны могут исключить применение всех диспозитивных норм, либо установить условия, отличные от таких норм. Однако, если иное не оговорено в договоре, то применяются нормы закона. Если условия договора не определены сторонами и диспозитивными нормами, то они определяются обычаями, принятыми участниками рынка.
Что может ограничивать применение этого принципа?
Существуют императивные нормы закона. К примеру, ст. 250 ГК РФ устанавливает преимущественное право покупки. Она ограничивает свободу в выборе договорного партнёра для ряда случаев, которые в ней же и раскрываются. Порядок применения таких норм устанавливается ст. 422 ГК РФ. Кроме этого ограничение накладывается определением публичного и предварительного договоров. Первое имеет отношение ко всему, что связано с оказанием массовых услуг. Детально отношения такого типа раскрывает ст. 426 ГК РФ. Из её содержания становится ясно, что если магазин или пункт-проката обслуживает всех граждан, то он не имеет право отказывать в продаже товаров или предоставлении услуг отдельным их группам или кому-то индивидуально.
Отражение принципа свободы заключения договоров в определениях ВС РФ
Судебная практика, имеющая отношение к ст. 421 ГК РФ, уходит своими корнями ещё в 90-ые годы. Уже тогда делами, связанными со свободой договоров, стал заниматься ВС РФ. Среди наиболее важных определений того времени, но не потерявших актуальность и сегодня, следует выделить:
- упомянутые в информационном письме Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14, подтверждающие, что длительные хозяйственные связи по поставкам на основании государственных заказов не являются основанием для заключения новых договоров для государственных нужд;
- антимонопольный государственный орган не имеет полномочий требовать включения в договор мер ответственности, которые не предусмотрены законодательством. Такой вывод можно сделать из текста информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. № 32.
Подобные решения коллегии ВС РФ для того времени были наиболее актуальными, поскольку схемы взаимоотношения государства и бизнеса только выстраивались.
Сейчас же приоритеты несколько поменялись. Коллегия ВС РФ довольно часто выносит решения, которые касаются судебных споров между обычными представителями бизнеса, включая ИП. Фигурирует эта статья и в делах, связанных со спорами между банками и их клиентами.
Так, 7 марта 2017 г. ВС РФ рассматривал дело № 7-КГ 16-6. Из его материалов становится ясно, что некий гражданин открыл в банке ВТБ 24 (ПАО) кредитную карту с установленным лимитом кредитования в 1 млн. рублей. Однако чуть позже обратился в банк с заявлением о закрытии карточного счета и перевода остатка долга на ссудный счёт. Банк отказал в исполнении этого требования. Клиент стал добиваться своего в судах и выиграл дело в суде первой инстанции. Ответчик с решением не согласился и начал процесс его обжалования. Однако и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам тоже было не в пользу банка. Только дойдя до ВС РФ банк получил определение в свою пользу, а дело было возвращено на повторное разбирательство.
Судья ВС РФ исходит из того, что ст. 421 ГК РФ устанавливает свободу договора, а это означает, что отступить от него можно только по обоюдному решению сторон. Если одна сторона возражает, а банк ни разу не согласился с требованиями клиента, выступавшего в роли истца, то значит договор должен оставаться в своём первоначальном виде. Об этом нужно помнить всем тем, кто вступает в правовые отношения и подписывает договор. Свобода их заключения — это ещё и полная ответственность по выполнению всех условий.