Понятие налога, сбора и страховых взносов на основе ст. 8 НК РФ

Понятие налога, сбора и страховых взносов на основе ст. 8 НК РФ

Основные легитимные определения того, что такое налоги, сборы и страховые взносы, содержатся в ст. 8 НК РФ. Они могут быть важны в качестве критериев понимания тех или иных ситуаций и связанных с ними платежей в плане их рассмотрения относительно Кодекса.

Что такое налоги, сборы и страховые взносы на основе определений ст. 8 НК РФ

Закон устанавливает три важнейших признака налога. К ним относятся — обязательность, безвозмездность и целеполагание в виде финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Отношения, которые возникают в сфере налогов и сборов, относятся к властному подчинению одних лиц другим, поэтому полностью выходят за рамки регулирования Гражданским кодексом.

По своей сущности и смыслу гражданского правового оборота, ГК РФ регулирует те отношения, в основе которых лежит волеизъявление участников правового оборота, но не подчинение одних лиц другим. Определение налога в НК РФ тесно связывается со ст. 57 Конституции, которая гласит, что «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

В России принята и активно поддерживается властями «плоская» шкала налогообложения и отсутствует необлагаемый налогом минимум, который есть в большинстве цивилизованных стран, не только в ЕС, но и в Китае, даже некоторых африканских государствах.

Существует и экономическая целесообразность не брать налог с лиц, чей доход не достигает определённой величины. В противном случае государству придётся одной рукой брать налог, а другой оказывать социальную поддержку. Однако это обстоятельство никогда не заботило власти в России. В стране просто нет никакой социальной поддержки бедных, отсутствует даже пособие по безработице.

В годы, когда правительства ряда стран уже всерьёз начинают вводить безусловный доход своих граждан, в РФ слышно только об инициативах установления тотального контроля за каждой семьёй. Идея-фикс о том, что кто-то выпекает «пирожки в Instagram» и получает за это огромные тысячи, не оставляет умы российских законотворцев.

Для сравнения, в Китайской народной республике уровень необлагаемого налогом дохода составляет 750 долларов США. Таким он стал в 2018 году, а до этого был 600 долларов. На момент написания текста этой статьи курс доллара около 70 руб. Это означает, что заработная плата ниже 52 500 рублей в Китае налогом не облагается. Вот теми самыми 13%, которые россияне платят со своих МРОТ, граждане Китая не платят, если их доход меньше названной величины.

Эта величина является пределом мечтаний для подавляющего большинства граждан РФ, и её же в Китае считают очень маленьким доходом, который не позволяет государству залезать в карманы своих граждан. Сравните с выступлениями российских законотворцев, которые называют исполненными прогресса законы, предусматривающие что граждане сами зарегистрируются в виде самозанятых и будут платить налоги со случайных подработок, т. е. дохода, который ниже реального прожиточного уровня.

В совокупности с отменой пенсий для целых поколений и регулярным ростом расценок ЖКХ всё это позволяет сказать о том, что уровень эксплуатации и унижения населения в современной РФ достиг невероятного масштаба, когда уже не понятно, где кончается трагедия, а где начинается фарс.

Ещё во времена совещаний в высших эшелонах власти по поводу того, почему не удалась реализация так называемых «майских указов» стало очевидным, что реальный бюджет и вопросы его распределения — это секретные области управления страной. Учитывая личную заинтересованность тех, кто принимает окончательные решения о судьбе бюджета, можно очень сильно сомневаться в том, что под целями финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований граждане и власти понимают одно и тоже.

Не вызывает никакого сомнения лишь то, что большая часть этих денег пойдёт на поддержку так называемых «системообразующих предприятий», которые связаны с государством только в той части, в какой это выгодно определённым лицам во власти.

В отличия от налога, который отчуждается у лиц безвозмездно, сбор предполагает осуществление плательщиком взноса в силу чего-то, к примеру, выдачи лицензии, наделяющей правом на занятие предпринимательской деятельностью определённого вида. Однако сбор так же характеризуется обязательностью, что предполагает властные отношения сторон: подчинение плательщика сбора соответствующему государственному органу и безоговорочную выплату.

Страховыми взносами являются платежи, которые множество раз названы законодателями обязательными. Слово «обязательные» присутствует в одном предложении, раскрывающем сущность этого платежа, аж пять раз. Правда, российская новелла экспериментального характера, известная в качестве закона о самозанятых, позволяет этим самым самозанятым ничего этого обязательного не платить.

Разумеется, причина только в том, что доходы большей части россиян так низки, что платежи на это самое обязательное пенсионное страхование, да ещё в совокупности с медицинским, людям просто непосильны.

Судебная практика вокруг одного из положений ст. 8 НК РФ

Обычно ст. 8 НК РФ упоминается судами в общем списке других, имеющих отношение к делу. Смело можно утверждать, что она относится вообще ко всем делам, которые связаны с теми отношениями, которые имеются в виду в Кодексе. Однако есть отдельное направление производства, связанное в выяснением законности самих нормативных актов и понимании различных понятий, а так же совершении различных действий принципиального характера.

К примеру, если произошла переплата налога, то деньги возвращаются налогоплательщику или идут зачётом в счет будущих периодов. А что произойдёт, если будет уплачена пошлина, но потом последует отказ в выдаче лицензии? Предполагает ли отказ возврат пошлины?

Этот вопрос такой интересный, что сейчас можно прервать чтение и попробовать заключить пари с кем-то из знакомых. Обычно люди искренне полагают, что если деньги заплачены за что-то, то при отказе это предоставить получатель должен вернуть деньги. В случае обычных товарно-денежных отношений и совершении гражданских сделок — это так, а в данном случае — нет.

В определении по делу Дело № 18-АПГ13-4, вынесенному 5 июня 2013 г. СК по административным делам ВС РФ говорилось, что анализ нормы п. 2 ст. 8 НК РФ в её взаимосвязи с положениями гл. 25.3 (государственная пошлина) НК РФ приводят к выводу о том, что законодатель не предполагает возврата уплаченной госпошлины при отказе в выдаче соответствующей лицензии .

Аналогичную основу для вывода даёт и позиция КС РФ, изложенная в Постановлении от 23 мая 2013 года по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 333.40 НК РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Встреча», которому Комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию отказал своим решением от 2 сентября 2011 года в возврате государственной пошлины ранее уплаченной соискателем за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с решением об отказе в предоставлении такой лицензии.

Зная эту информацию вы непременно выиграете пари о возврате государственных пошлин с случае, если уполномоченный орган отказывает в выдаче соответствующей лицензии.