Пониженные тарифы страховых взносов на основании правил ст. 427 НК РФ

Пониженные тарифы страховых взносов на основании правил ст. 427 НК РФ

Некоторые типы плательщиков страховых взносов наделяются правом пользоваться льготами. Они перечислены в ст. 427 НК РФ, последние поправки к которой были приняты совсем недавно и вступили в силу только в текущем году.

В определённом смысле перечень льготников был определён ещё в 2009 году содержанием ФЗ № 212-ФЗ, который касается понижения тарифов страховых взносов. В основном это связано с общим повышением тарифов страховых взносов, которое произошло в тот период.

Тактика выявления лиц, пользующихся льготами

В тех случаях, когда происходит общее повышение тарифов, в РФ используется тактика освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от обязанности платить налог по увеличенным ставкам. Часто в такие категории лиц попадают налогоплательщики, которым нужны государственные дотации, а не льготы.

Характерно, что ст. 18.2 НК РФ, создающая правила установления страховых взносов, не имеется никаких ссылок на льготы. Они есть только в ст. 17 НК РФ, которая создаёт общие нормы определения налоговых льгот. Рассматриваемая статья в своей сущности является утверждением льготных тарифов страховых взносов.

Список налогоплательщиков, наделённых правом на низкие тарифы, существенно отличается от того, что приведён в ФЗ № 212-ФЗ. Из перечня льготников исчезли производители сельскохозяйственных товаров, предприятия народных художественных промыслов, представители традиционных хозяйственных отраслей, организации и ИП, применяющие ЕСН, плательщики, производящие выплаты инвалидами, осуществляющие производство СМИ, организации, специализирующиеся на инжиниринговых услугах.

В момент вступления в силу ФЗ № 212-ФЗ размер дохода для организаций и ИП, применяющих УСН и осуществляющих один из «льготных» видов деятельности, не имел значения для целей пониженных тарифов страховых взносов, но с 01.01.2017 г. комментируемой статьей введено, что такие плательщики пользуются правом на пониженные тарифы страховых взносов лишь тогда, когда их доходы за налоговый период не выше 79 млн. руб.

Такое изменение существенно снизило фактическое число субъектов экономической деятельности, применяющих УСН и осуществляющих один из «льготных» видов деятельности, которые обладают правом использовать «льготные» тарифы страховых взносов, исключая из них плательщиков с доходом выше 79 млн. руб. в год.

Сам же перечень видов деятельности, которые дают право пользоваться «льготными» тарифами в рассматриваемой сфере, изменениям после 2009 года, когда был принят упомянутый выше ФЗ № 212-ФЗ, не имел. К нему относятся производство пищевых продуктов; минеральных вод и безалкогольных напитков, текстильное и швейное и ряд других. В перечне более 40 видов деятельности.

Некоторые послабления 2020 года

Правительство осознало, что душит налогами всех предпринимателей точно так же, как в своё время удушили налогами НЭП. Правда, на этот раз никакого перехода к государственным предприятиям никто проводить не планирует.

В последние годы власти всё же догадались, что сами отправляют представителей мелкого и среднего бизнеса в теневые сферы, откуда вроде бы должны были бы их выводить. Поэтому вносятся отдельные робкие послабления.

Условия применения льготного тарифа

Для субъектов малого и среднего предпринимательства применяются следующие пониженные тарифы. Обычные налогоплательщики уплачивают страховые взносы в отношении выплат физлицам по тарифу 30%, а СМСП применяют тариф 15% (10% в ПФР и 5% в ОМС).

Но это верно только в отношении части выплат в пользу физлиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца в качестве превышения над величиной МРОТ.

Предположим, что работнику какой-то субъект предпринимательской деятельности, являющийся СМСП, выплатил зарплату в размере 30 тыс. рублей. Сумма выплаты в пределах МРОТ (сейчас это 12 130 рублей, но потом величина может измениться) облагается по тарифу страховых взносов 30%. Сумма выплаты в размере 17 870 рублей (30 000 — 12 130) облагается страховыми взносами по тарифу 15%.

Письма ФНС РФ и судебная практика, затрагивающая применение положений ст. 427 НК РФ

Довольно важное значение в области практического применения положений различных статей НК РФ и ФЗ, которые вносят изменения в нормы Кодекса, играют Письма ФНС и имеющих к делу министерств и ведомств. Последние изменения в рассматриваемую статью, которые произошли в 2020 году, потребовали нескольких таких писем.

Так, 28 мая 2019 г. ФНС России издала письмо № БС-4-11/10247@, которое относилось к применению пониженных тарифов страховых взносов резидентами территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток. Адресовано письмо территориальным налоговым органам и налогоплательщикам и прошло согласование в Минфине РФ.

В нём сказано, что ФЗ от 3 августа 2018 г. № 300-ФЗ ст. 427 НК дополнена п. 10 о применении пониженных тарифов резидентами ТОСЭР и СПВ исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах. Резидент ТОСЭР или СПВ обязан применять пониженные тарифы страховых взносов лишь в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

Однако ряд резидентов не согласились с требованием территориальных налоговых органов, действующих на основании указанных выше разъяснений. Важное значение в споре играл и тот факт, что налоговики сочли, что пониженные тарифы применяются в том числе и в отношении работников, устроившихся до вступления закона в силу.

Начался долгий судебный процесс, к которому был привлечён Минюст России. Он же указал, что Письмо не соответствует действительному смыслу разъясняемых им положений ФЗ.

Особенно было отмечено, что, не являясь нормативным правовым актом, письмо фактически вводит новое правовое регулирование, формулирует предписания общего характера, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Решением ВС РФ от 19 февраля 2020 г. в удовлетворении административных исковых заявлений административным соистцам отказано, поскольку Письмо в оспариваемой части не устанавливает, не изменяет и не отменяет правила, обязательные для неопределенного круга лиц, и не содержит положений, выходящих за рамки адекватного истолкования действующего законодательства, суд первой инстанции административного судопроизводства РФ, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Во второй раз судьи высшего суда оставили в силе решение от 19 февраля 2020 г. и оставили без рассмотрения апелляционные жалобы основных резидентов. Причиной стало то, что в них, по мнению судей ВС РФ, не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого акта, оснований считать такие выводы ошибочными у Апелляционной коллегии не нашлось. Об этом свидетельствует апелляционное определение по делу № АПЛ20-151 от 2 июля 2020 г.