Положения о камеральной налоговой проверке, содержащиеся в ст. 88 НК РФ

Положения о камеральной налоговой проверке, содержащиеся в ст. 88 НК РФ

Камеральная налоговая проверка является наиболее часто встречающимся видом контроля за налогоплательщиками. В настоящее время заметен спад объёма выездных проверок и повышается значимость налогового администрирования. К нему относится и подтверждение реальности договорных отношений, правильности сведений, содержащихся в документации, отражающей сделки.

Для этого налоговые органы регулярно истребуют информацию у самых разных лиц, не только налогоплательщиков, но и их контрагентов. Это осуществляется на основании абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ, других нормативных актов и находит отражение в судебных актах, таких как постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2018 по делу № А40-39237/2018.

Поэтому камеральная налоговая проверка, проводимая теперь в обновлённом формате, является главенствующим инструментом контролирующих органов. Регламентирует порядок её проведения ст. 88 НК РФ. От выездной такой тип проверки отличается в первую очередь тем, что проводится в отношении всех налогоплательщиков без ограничений.

Особенности камеральных проверок

Камеральная проверка — это процесс, который осуществляется налоговыми инспекторами без посещения офиса налогоплательщика и непосредственного изучения объектов, являющихся его имуществом.

Всё своё внимание сотрудники налоговых органов направляют на документы, а реальную картину восстанавливают с помощью сбора сведений не только от самого налогоплательщика, но и от всех лиц, которые входят с ним во взаимодействие в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Это не только контрагенты, но и различные должностные лица, а так же клиенты.

В основе же лежит проверка налоговых деклараций и других документов, представленных организацией в налоговую инспекцию по её требованию.

При проведении проверок такого типа кроме документов, которые представлены налогоплательщиком с налоговой декларацией, используются и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не существует какого-то нормативного акта, который предписывал бы налоговым инспекторам ограничиваться каким-то определённым пакетом документов.

Письмо ФНС от 16.08.2013 г. № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» содержит открытый перечень, но его можно охарактеризовать словами «любые документы, полученные законным путём». Это могут быть, кроме прочих, заявления и сообщения, полученные от самого налогоплательщика и третьих лиц.

Для сотрудников налогового органа проведение такой проверки — это рутинная операция, которая осуществляется сотрудниками в рамках исполнения обычных служебных обязанностей и без какого-то специального решения руководства. Ограничена лишь длительность проведения, которая в общем случае не может превышать срок в три месяца со дня предоставления первичной декларации. Данный срок может исчисляться только со дня поступления налоговой декларации в налоговый орган.

С момента вступления в силу ФЗ № 302-ФЗ, которое произошло 03.09.2018 и изменило подходы к некоторым аспектам налогового администрирования, камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС и связанных с нею документов, проводится в течение двух месяцев со дня представления декларации.

При проведении камеральной проверки непременно заводится акт. Датой начала в нём выступает дата поступления налоговой декларации в налоговую инспекцию.

В случае, если выявляются ошибки в декларации или обнаруживаются противоречия в других документах, выполняется обязательная процедура, по направлению налогоплательщику требования о представлении пояснений или внесении изменений. В основном это становится актуальным в случае, когда в уточнённой декларации уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией. На предоставление пояснений даётся 5 дней.

Содержит ст. 88 НК РФ некоторые ограничения на возможные требования налогового органа. Так, в соответствии с её п. 7, при проведении камеральной налоговой проверки инспектор не может истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением тех, что подтверждают право на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов, все те, что должны прилагаться к налоговой декларации, но не были представлены вместе с ней.

Отражение ст. 88 НК РФ в судебных актах

Однако не следует думать, что если какие-то документы не указаны в данной статье, а инспекция их потребует, то её действия в обязательном порядке будут признаны судами незаконными. Из материалов по делу № 301-КГ16-4166, определение по которому вынесено 10.05.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ, видно следующее...

Предприниматель сочла, что налоговый орган нарушил ст. 88 НК РФ, что выразилось в истребовании обоснований размера полученного убытка при фактическом отсутствии текущих убытков. Однако довод был отклонен судами как несостоятельный, в силу того, что отсутствие в течение налогового периода убытка не может ограничить право налогового органа требовать пояснений о размере убытка, заявленного в декларации.