Ответственность за управление ТС с нарушением правил оформления ОСАГО на основании ст. 12.37 КоАП РФ

Ответственность за управление ТС с нарушением правил оформления ОСАГО на основании ст. 12.37 КоАП РФ

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС окончательно введено в РФ 1 июля 2003 года, с момента вступления в силу ФЗ № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. Последние изменения в него были внесены в 2017-18 годах, которые стали следствием большой реформы 2014 года. В настоящее время ОСАГО в РФ это практически полностью подконтрольная государству обязательная система страхования так называемой автогражданской ответственности.

Нарушение положений о страховании и наличии у водителя полиса влечёт за собой санкции по ст. 12.37 КоАП РФ. Её объектом остаются общественные отношения в области безопасности дорожного движения, в данном случае в виде страхования ответственности водителя.

Объективная и субъективная сторона правонарушения

Объективная сторона образуется в силу присутствия хотя бы одного из вариантов:

  • управление ТС осуществлялось в период, не предусмотренный полисом;
  • за рулём находился водитель, который не упомянут в полисе;
  • отсутствие страхового полиса при себе;
  • отсутствие самого договора ОСАГО, что выражается ещё и отсутствием полиса.

Три первые ситуации влекут за собой применение ч. 1 ст. 12.37, предусматривающей штраф в 500 руб. Это относится к нарушению установленных в ст. 16 указанного ФЗ условий ограниченного использования ТС. Последняя в списке выше причина отражена в отдельной ч. 2, которая предусматривает штраф в 800 руб., и предусматривает наказание в силу нарушения ст. 4 соответствующего ФЗ. Кроме этого эксплуатация ТС без страхования запрещается ст. 19 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В качестве субъектов выступают водители ТС, которые управляли им с нарушением требований, и владельцы, допустившие нарушение в области обязательного страхования. К водителям, управляющим ТС, административное наказание применяется только в том случае, если обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует. Субъективная сторона правонарушения всегда трактуется в качестве совершения умышленного действия.

Срок в 10 дней, который даётся на оформление страховки

При покупке ТС владельцу даётся 10 дней на оформление договора страхования и получение полиса. Они начинают отсчитываться со дня заключения сделки купли-продажи. Правда, далеко не всегда это учитывают инспекторы ДПС, а суды обычно предпочитают оставлять их постановления без изменений.

Об этом свидетельствует постановление СК по административным делам по делу № 41-АД14-15 от 15 октября 2014 г. Водитель был оштрафован на 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, хотя на самом деле обязанность страхования, в соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ № 40-ФЗ, подлежит исполнению в десятидневный срок с момента возникновения права владения ТС. Внимание на даты в договоре купли-продажи обратил только судья ВС РФ, а все остальные оставляли в силе решение инспектора ДПС.

Примерно такие же обстоятельства присутствовали и в деле № 12-АД13-3, постановление по которому было вынесено СК по административным делам ВС РФ 21 января 2014 г. Разница лишь в том, что водитель был оштрафован по ч. 1 этой же статьи, поскольку он не был вписан в страховой полис. Автомобиль же он только что купил, с момента совершения сделки ещё не прошло 10 дней. В обоих случаях постановления инспекторов, оставляемые без изменений судами нижестоящих инстанций, были отменены в ВС РФ.