Каждый налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы декларацию по каждому налогу, который он обязан платить. Это правило установлено ст. 80 ТК РФ. Не нужны декларации только в случае применения налогоплательщиками специальных налоговых режимов.
Непредставление или несвоевременное представление деклараций влечёт за собой санкции по ст. 119 НК РФ.
Последствия непредставления или несвоевременного предоставления декларации
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации в налоговый орган влечет наложение штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством.
Смешение всех налогоплательщиков и вменение в обязанность всем уплаты налогов и заполнения деклараций, которые должны делать владельцы заводов и пароходов, а так же дядя Вася, что прикрутил соседке кран и заработал таким образом 200 рублей, создаёт задачу, решить которую сможет только огромнейший штат налоговых инспекторов.
Когда-то в РФ и впрямь попытались пойти путём обложения налогами всех поголовно, но быстро поняли, что штат налоговиков для этого должен быть слишком огромным, а параллельно с инспекторами должна работать ещё и специализированная налоговая полиция. В результате уровень коррумпированности страны вырос неимоверно, а польза оказалась крайне сомнительной.
Поэтому налоговую полицию упразднили полностью, а огромную армию налоговиков, получающих зарплату из бюджета, который они не только пополняли, но и тратили, существенно сократили.
В настоящее время налоговые службы традиционно не обращают внимание на нигде не зарегистрированных в качестве предпринимателей или самозанятых граждан с оборотом на индивидуальных банковских счетах до 30 тыс. рублей в месяц. Не требуется приносить декларации и владельцам обычных квартир.
Однако российское налоговое законодательство построено по принципу заведомой избыточности. В любой момент власти, потерявшие точку опоры в виде дохода от продаж углеводородов, могут потребовать уплаты им дани со всех категорий доходов и с любой собственности. Пока останавливает их только то, что эффект от обложения налогом нищего население страны будет в лучшем случае нейтральным в экономическом смысле.
Сроки представления деклараций определены несколькими положениями ч. II НК РФ. К примеру, на основании п. 5 ст. 174 НК РФ все налогоплательщики по НДС должны представить в налоговые органы декларацию в принятом формате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если другие правила не предусмотрены гл. 21 НК РФ. Точно так же установлены сроки и для всех других видов налога.
В настоящее время сумма штрафа по п. 1 рассматриваемой статьи определяется исходя из суммы налога, выплаты которого были просрочены. Её следует определять на дату истечения срока перечисления налога.
До 2014 г. предусматривался штраф исходя из не выплаченной суммы налога, в связи с чем возникали вопросы о том, на какую дату ее следовало определять. Судьи ВАС РФ указывали, что размер не выплаченной суммы определяется на момент истечения срока уплаты налога.
Штраф может быть применен только после того момента, как налогоплательщик предоставит налоговую декларацию, но не расчет авансового платежа по итогам отчетного периода.
О разнице того и другого говорят комплексные толкования п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ. Ответственность за опоздание в предоставлении декларации не касается ответственности за несвоевременное представлении расчета авансовых платежей. Это положение не зависит от названия документа в НК РФ.
Понимать сущность нужно по контексту. Об этом говорит Письмо ФНС РФ от 22.08.2014 г. № СА-4-7/16692, в котором раскрываются особенности применения некоторых положений ПП ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.
Судебная практика по спорам, связанным с применением ст. 119 НК РФ
Характерным направлением судебных споров в этой области является ситуация, связанная с тем, что налоговые органы считают предпринимателя обязанным платить какой-то вид налога, что вызывает сомнение не только у него, но и у судебных инстанций.
К примеру, судебные акты могут говорить о том, что инспекция по результатам проведенной проверки предлагает уплатить НДС, пени и штраф по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС. Предприниматель же не предоставлял декларации по той причине, что считал себя не обязанным платить НДС.
Допустим, что он просто сдаёт квартиру и традиционно платит только НДФЛ. С ним соглашаются суды начальной и апелляционной инстанции, а суд округа отправляет дело в суд начальной инстанции с указанием на то, что во всём надо разобраться по существу.
Основанием же для доначисления НДС послужили выводы инспекции о нарушении предпринимателем положений п. 2 ст. 153 НК РФ, поскольку он являлся плательщиком НДС от реализации услуг по сдаче личного недвижимого имущества в аренду.
Признавая оспариваемое решение инспекции недействительным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности налоговым органом наличия у предпринимателя обязанности по уплате НДС. Такова особенность нашей судебной системы. Если налоговый орган решит, то он будет методично добиваться своего.
В названной ситуации, если суд округа отправил дело на новое рассмотрение, то не имеет смысла обращаться в ВС РФ. Об этом свидетельствует определение по делу № 306-КГ16-5259 от 11 мая 2016 года. Не по той причине, что высший суд счёл, что предприниматель должен платить НДС, а по той, что суд кассационной инстанции не лишил его возможности отстаивать свои интересы в суде начальной инстанции, куда вернул дело на повторное рассмотрение.