Потенциально все сделки являются оспоримыми, но стремление к признанию их недействительности возникает у стороны по сделке, либо третьего лица, в том случае, когда у них появляются причины для того, чтобы считать свои права нарушенными. Тогда им надлежит обращаться в суд с исковым заявлением о защите своих прав. Не принять его могут лишь в том случае, если оно не соответствует нормам процессуального права.
С момента принятия заявления сделка становится оспоримой уже по факту начала судебного делопроизводства. Итогом может стать оставление иска без удовлетворения или признании её недействительной полностью или только в части отдельных условий. А уже в силу этого сторона может получить какую-то новую возможность.
К примеру, если была признана недействительной сделка купли-продажи, а вещь уже находится во владении покупателя, то продавец может требовать отобрать её у него, но и сам в таком случае обязан вернуть деньги, если они были им получены в качестве исполнения обязательств по сделке, признанной недействительной. Довольно часто для восстановления изначального состояния, которое было до недействительной сделки, используется ст. 1102 ГК РФ, обязывающая вернуть неосновательное обогащение.
Существует и отдельный вид сделок, которые в обязательном порядке станут недействительными, но без наличия судебного решения они являются ничтожными. Это та группа, которая содержит в своих условиях явный порок, а является им противоречие закону.
К примеру, если стороны заключили сделку купли-продажи имущества, но продавец завладел таковым в силу правонарушения. Такими же сделками станут дарственная, содержащая встречные условия к одариваемому, кредит, который берётся от имени лица, ничего о том не подозревающего. Ничтожная сделка не может породить правовых последствий, но часто порождает реальные.
В том же примере с кредитом, если гражданин, ставший жертвой мошенников, примет кредит и начнёт его оплачивать, то последствия в экономической сфере будут такими же, как если бы он на самом деле получил деньги по кредитному договору. Поэтому довольно часто ничтожные сделки приходится признавать недействительными в судах, хотя они и так были порочными и не имели смысла в правовом поле.
Положение об оспоримых и ничтожных сделках устанавливает ст. 166 ГК РФ. Понимание её сущности важно в первую очередь для того, чтобы не питать иллюзий о том, что в силу возникновения неблаговидных последствий для одной из стороны сделки можно просто так взять и добиться её недействительности в суде.
Основания для признании сделки недействительной
Рассматриваемая статья не содержит перечня причин для того, чтобы суд мог признать сделку недействительной. Основания нужно искать в других статьях ГК РФ, но нужно понимать, что ни один перечень не является исчерпывающим. Содержатся они в § 2 первой части Кодекса, который целиком посвящен недействительности сделок. Все основания можно разделить на те, что относятся к особенностям лица, ставшего участником сделки, его правомочия в момент её совершения и обстоятельствам совершения.
Так, на основании ст. 171 ГК РФ недействительными становятся сделки, совершенные недееспособным лицом, а ст. 178 ГК РФ рассматривает ситуации, связанные с наличием существенного заблуждения у лица, совершившего сделку. В отдельный вид выносятся ещё и мнимые сделки, которые прикрывают какие-то другие деяния. К примеру, если была оформлена дарственная, а на самом деле стороны маскировали ей фактическую куплю-продажу.
Существенная часть обстоятельств, связанных с возникновением ничтожных и оспоримых сделок, имеет отношение не только к правонарушениям, но и преступлениям.
Если одно лицо будет угрожать другому пистолетом, заставив таким образом совершить сделку, а пострадавший докажет это в суде, то сделку признают недействительной. Восстановить же свой имущественный статус он сможет на основании ст. 179 ГК. Дело в том, что если сделка признана недействительной в силу угрозы, то начинает действовать ст. 167 ГК РФ, которая содержит п. 2, обязывающий стороны возвратить друг другу всё, что было получено ими в силу порочной сделки.
К этому остаётся добавить то, что российское законодательство существенное внимание уделяет не букве договора, а поведению участников правовых отношений. Ст. 166 ГК РФ содержит п. 5, который делает не имеющими смысл заявления участника сделки о её недействительности, если после её заключения он вёл себя так, что другие лица могли получить уверенность в том, что он полностью признаёт сделку.
Довольно часто оспоримые сделки становятся таковыми в силу поведения лиц при наличии некоторых особых ситуаций. Так, до начала и даже в ходе процедуры банкротства многие владельцы предприятий-банкротов стремятся распродать активы, чтобы извлечь выгоду в ущерб кредиторам. Если арбитражный управляющий выявляет такие сделки, то подаёт иск в суд о признании их недействительными.
В таком случае актуальным становится правило п. 2 ст 166 ГК РФ, согласно которому требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Именно к числу таковых и относится управляющий в момент проведения процедуры банкротства.
Отражение ст. 166 ГК в определениях ВС РФ
Данная статья редко упоминается в определениях ВС РФ автономно, если рассматривается вопрос о признании сделки недействительной в силу её оспоримости. Обычно в таком случае она указывается в общем списке тех статей, которые имеют принципиальное отношение к существу дела.
При признании того, что сделка изначально была ничтожной обычно раскрываются обстоятельства. Так, в постановлении по делу № 310-ЭС16-5420, которое рассматривалось 6 июня 2016 г., сказано, что на дату совершения оспариваемой сделки у должника имелись денежные обязательства перед иными кредиторами, а кроме того, указано на наличие признаков ничтожности сделки, поскольку ранее векселя были предъявлены к оплате векселедателю иным лицом и осуществлено их погашение... После этого и была дана ссылка на ст. 166 ГК РФ. Коллегия ВС РФ имела в виду, что обстоятельства явно противоречат законодательству, поэтому сделка является ничтожной, что и предусматривает данная статья.