Основная правовая норма ст. 1 АПК РФ

Основная правовая норма ст. 1 АПК РФ

Особенности экономической деятельности полностью исключают возможность судов общей юрисдикции принимать решения в вопросах, которые могут остаться непонятными даже после получения заключений экспертов. Поэтому все экономические споры отведены к юрисдикции арбитражных судов, что и устанавливается положениями ст. 1 АПК РФ.

Предпринимательская деятельность может быть связанной с довольно сложными экономическими процессами, основанными на отношениях множества участников гражданского правового оборота различных типов и видов. Любой субъект экономической деятельности неизбежно входит во взаимодействие с банками и другими финансовыми организациями, налоговыми органами, и другими государственными структурами, наделёнными властными полномочиями, а так же контрагентами, клиентами и множеством других субъектов права.

Решаемые же предпринимателями задачи могут быть столь сложными, что для построения моделей маркетинговой активности им могут потребоваться услуги исследовательских институтов. Разумеется, в данном контексте речь идёт про бенефициаров крупных предприятий или холдингов.

Причины выделения арбитражных судов и создание отдельной процессуальной ветви права

Правосудие в сфере предпринимательства, а так же нужное при возникновении споров с государственными органами, осуществляется не просто судами, но специальными, роль которых играют арбитражные суды, действующие в рамках законов и в соответствии с Конституцией страны. В своей практике их система основывается на ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и ФКЗ «О судебной системе РФ».

Субъекты правосудия в этой отрасли — судьи арбитражных судов, наделенные полномочиями в соответствии с упомянутыми ФКЗ и ФЗ РФ «О статусе судей в РФ». Так же к субъектам системы относятся арбитражные заседатели, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия в соответствии с ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ".

Понятие предпринимательской деятельности толкуется на основании положений п. 1 ст. 2 ГК РФ, а под иной экономической деятельностью традиционно понимаются взаимоотношения с государственными органами, наделенными властными полномочиями.

Это подразумевает, что их деятельность выходит за рамки ГК РФ, поскольку в гражданском правовом обороте все субъекты равны, и регламентируется отдельными кодексами, к числу которых относятся налоговый, таможенный и другие, а так же отдельными федеральными законами.

Порядок рассмотрения дел основывается на принципах и правилах гражданского и административного судопроизводства. При этом основным ФЗ в экономической сфере является АПК, устанавливающий процессуальный регламент рассмотрения дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов.

Сам по себе факт того, что участник правового оборота является предпринимателем, а спор так или иначе связан с экономическими аспектами деятельности, не говорит о том, что дело попадает в разряд тех, что находятся в компетенции арбитражных судов. Критерии соотнесения дел с различными видами юрисдикции становится характер правоотношений и особенности спорных материальных правоотношений. При этом должен рассматриваться весь комплекс признаков — статусы субъектов спорных отношений, характерные особенности спора.

Здесь нужно учитывать, что компетенция арбитражных судов определена в § 1 гл. 4 АПК и других ФЗ. Если дело не соответствует перечисленному в названных источниках, то оно становится предметом рассмотрения суда какого-то другого типа.

Так, споры по кредитам регулярно становятся предметом рассмотрения судов общей юрисдикции, но в случае, когда банк выдал кредит обычному физическому лицу. Если же кредитование предоставлялось предприятию или ИП для целей предпринимательской деятельности, и возник спор, связанный с правильностью или неправильностью расходования средств, то скорее всего дело должен рассматривать арбитражный суд.

Ряд федеральных законов содержит положения о том, что отдельные виды споров могут рассматриваться только арбитражными судами. Существуют и другие признаки подсудности, которые делает дела, относящиеся к арбитражным, отличные от всяких других, а судопроизводство отличным от любого другого, включая конституционное.

Ликвидация ВАС РФ в августе 2014 года

Именно по этой причине дела, находящиеся в юрисдикции арбитражных судов, в случае возникновения потребности в рассмотрении кассационных жалоб, долгое время отправлялись в особый высший судебный орган, каким являлся ВАС РФ.

Однако Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ определено формирование Верховного Суда РФ в качестве единого высшего судебного органа по всем делам и для надзора за деятельностью федеральных судов, а так же порождении официальных разъяснений по вопросам судебной практики, которые регулярно утверждаются на пленарных заседаниях.

Упразднение ВАС РФ и передача вопросов осуществления правосудия по экономическим вопросам в юрисдикцию ВС РФ полностью завершилось в 2014 году.

Тогда же было довольно серьёзно изменено и законодательство, регулирующее сам арбитражный процесс. В нём появилась вторая кассационная инстанция и стала возможной передача в суды общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Одна из версий упразднения ВАС РФ основывается на том, что его постановления допускали целевое толкование норм права. Официальная же было объявлено, что изменения осуществились с целью обеспечения единства взглядов судов.

В любом случае этот вопрос не связан со ст. 1 АПК РФ, которая не содержит каких-либо норм, регулирующих конкретные области применения норм арбитражного законодательства.