Налоговое право является уникальной отраслевой областью, в которой юридические и физические лица уравнены в обязанностях по уплате налогов. При этом практическое осуществление по самой уплате, проведении расчетов и подаче документов в налоговый орган ложится целиком на налогоплательщиков.
Они должны вести учёт своих доходов и отражать в отчётности объекты налогообложения, если такая обязанность установлена законом; зарегистрироваться в налоговом органе и представлять туда налоговые декларации. Это основные нормы, которые содержит ст. 23 НК РФ.
Особенности практического осуществления положений об обязанностях налогоплательщиков в РФ
Выполнение налоговых обязанностей не может быть лёгким делом для людей, которые относятся к разряду «простых граждан». Для них слишком трудно регулярно посещать налоговые инспекции по месту жительства, а особенно тяжело, если в ходе визита будут выявлены какие-то нарушения, что приведёт к штрафам.
В России довольно много людей, что не в состоянии даже грамотно написать обычную расписку или объяснительную работодателю. Заполнение декларации становится для них непосильной задачей.
Подавляющее их большинство во взаимодействие с налоговыми органами не входит. Налоги за них платят работодатели, которые по терминологии НК РФ являются источниками дохода налогоплательщиков, а так же — налоговыми агентами. Для всех прочих существует обязанность зарегистрировать хотя бы ИП, т. е. встать на учет в налоговых органах, подавать декларации и вести налоговую отчётность.
Вместе с тем регистрация ИП накладывает весьма рисковое обязательство — ответственность по сделкам и за уплату налогов своим имуществом, тогда как ООО и другие юридические лица отвечают только уставным капиталом. Аналогичные обязанности — вести учёт, своевременно информировать о чём-то важном и, конечно же, уплачивать все причитающиеся суммы, введены и по отношению к страховым взносам.
Обязанности налогоплательщиков, установленные нормами ст. 21 НК РФ, отражаются и в работе налоговых органов. В первую очередь она направлена на проверку документации и её реального соотношения с налоговой базой.
Другими словами, обязанность налогоплательщиков становится отправной точкой в деятельности контролирующих структур, которые проверяют правильность поданных документов, а так же могут организовать проверки налогоплательщиков по месту их нахождения.
Налоги в РФ должен платить каждый, что закреплено в ст. 57 Конституции. Кроме ст. 23 эта конституционная норма находит отражение ещё и в ст. 19 НК РФ, ряде других статей Кодекса и ФЗ, принятых в соответствии с ним. Вполне возможно, что эти правила можно было бы назвать справедливыми, если бы не масштабы обнищания граждан страны.
В результате обязанность платить налоги возлагается на успешных предпринимателей, эффективных менеджеров и людей с доходом ниже прожиточного минимума. При этом, стремясь закрепить в Конституции то, что минимальный доход гражданина не может быть ниже прожиточного минимума, власти забывают о том, что МРОТ в РФ искусственно доведён до крайне низкой отметки, но налогом облагается и такая нищенская сумма.
Это нелогичное понимание равенства прослеживается в том, что в РФ нет не только прогрессирующей шкалы налогообложения, но и необлагаемого налогом минимума, который есть во всех странах. Характерно, что про эту конституционную обязанность каждого предпочли забыть в момент формирования так называемых поправок к Конституции.
Хоть что-то похожее на социальную справедливость в России может возникнуть только при условии того, что прекратятся попытки что-то забрать у нищего населения. Установление необлагаемого налогом минимума не повлияло отрицательным образом на экономику стран ЕС, США, Китая. Только в РФ и подобных странах с антинародной политикой считают, что залезать в карманы к бедным, вместо оказания им помощи, это хорошо и этично.
Отражение ст. 23 НК РФ в судебных актах
В судебных актах ст. 23 НК РФ сама по себе упоминается крайне редко. Дело в том, что она не содержит правил, которые могли бы лечь в основу принятия решения по конкретным делам, потому что перечисляет общие обязанности налогоплательщиков. Постановления и определения по существу дел принимаются на базе других норм права.
В деле № АПЛ16-25, определение по которому было вынесено 25 февраля 2016 г. апелляционной коллегией ВС РФ, было указано, что в обоснование заявленного в рамках апелляции требования Общество сослалось на подпункт 9 п. 1 ст. 23 НК РФ, который устанавливает правило о том, что обязанности налогоплательщиков могут быть установленными только актами налогового законодательства, которые в силу п. 1 ст. 1 НК РФ могут находиться в самом НК РФ и в принятых в соответствии с ним ФЗ.
Правда, это обстоятельство заявителю нисколько не помогло. Он ссылался на ст. ст. 31, 89 НК РФ и делал заключение о том, что налоговые органы обязали его сделать то, что обязать не могут — произвести затраты на создание условий для осуществления инвентаризации. Однако высший суд не нашёл, что требования налоговой инспекции выходили за рамки её полномочий.