Непредоставление преимущества в движении маршрутным или специальным ТС с включенными световыми и звуковыми сигналами и санкции по ст. 12.17 КоАП РФ

Непредоставление преимущества в движении маршрутным или специальным ТС с включенными световыми и звуковыми сигналами и санкции по ст. 12.17 КоАП РФ

Существуют отдельные виды транспортных средств, которые должны пользоваться преимуществом на дорогах. К ним относятся маршрутные, специальные, оснащённые на законных основаниях устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, а так же те, на которые нанесены цветовые схемы специальных служб. Предоставление им проезда осуществляется в силу разных причин и происходит на основании ПДД и отдельных постановлений, имеющих силу закона.

В случае, если ТС оснащено проблесковыми маячками, то, выполняя неотложное служебное задание, его водитель может отступать от требований разд. 6 и п. п. 8 - 18 ПДД, приложений 1 и 2 к Правилам. Однако и в таком случае он должен принимать меры к обеспечению безопасности движения, а воспользоваться преимуществами можно лишь в случае, когда другие водители уступают дорогу. Сигналом о том, что необходимо получение преимуществ является включение проблескового маяка, которое недопустимо без соответствующих условий.

Аналогичные права возникают и у водителей, сопровождающих специальные ТС с проблесковыми маячками. В таком случае им надлежит включить ближний свет фар.

Маршрутные транспортные средства — это все виды городского и междугороднего транспорта, включая трамваи и троллейбусы, которые предназначены для перевозки пассажиров и движутся по маршруту с остановками и по графику. Преимущества у них возникают на определённых участках дорог и при определённых обстоятельствах. Так, п. п. 18.1 - 18.3 ПДД гласят, что вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми ТС. На дорогах с полосами для маршрутных ТС, обозначенных знаками 5.9, 5.10.1 - 5.10.3, запрещается движение и остановка других ТС на этой полосе.

В пределах населённых пунктов водители всех ТС должны уступать дорогу автобусам и троллейбусам, когда те начинают движение от обозначенной остановки. Соответственно, водителям маршрутных средств можно начинать движение только после того, как они убедились, что другие водители уступают им дорогу.

Во всех случаях, когда водители обычных ТС не уступают дорогу названным типам они не только нарушают ПДД, но и совершают правонарушение, предусмотренное ст. 12.17 КоАП РФ.

Объективная и субъективная сторона правонарушений по ст. 12.17 КоАП

Первая часть этой статьи посвящена нарушениям, связанным с маршрутными ТС, а равно ТС с единовременно включенными проблесковыми маячками и звуковыми сигналами. За это предусмотрен штраф в 500 руб., хотя возможно и предупреждение. Отдельные составы возникают, когда происходит движение ТС по полосе для маршрутных ТС или остановка на указанной полосе в нарушение ПДД и совершение этого же деяния в городах Москва и Санкт-Петербург. В первом случае, предусмотренном ч. 1.1, назначается штраф в размере 1500 руб., а во второй — штраф в размере 3000 руб.

Более серьёзное наказание следует из применения нормы ч. 2, которая рассматривает объективный состав в виде непредоставление преимуществ ТС с нанесёнными на борта специальными схемами и надписями, при включённых звуковых сигналах и проблесковых маячках синего цвета. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 3-ёх месяцев до года.

Несмотря на то, что у пешеходов тоже есть обязанности по предоставлению преимуществ ТС с включёнными синими проблесковыми маячками и сиреной, которые определены п. 4.7 ПДД, субъектами правонарушения ст. 12.17 КоАП РФ могут быть только водители. Субъективная сторона характеризуется наличием вины или оплошности водителя.

Судебная практика по ст. 12.17 КоАП РФ и потенциальная опасность ситуаций, имеющих к ней отношение

Была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ, гражданка, которая не смогла доказать свою правоту и в ВС РФ. Всё дело в том, что на момент обстоятельств вменяемого ей административного правонарушения водитель другого ТС выполнял неотложное служебное задание, следовал по полосе встречного движения в зоне действия дорожной разметки 1.6 с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, в сопровождении патрульной автомашины ГИБДД, имеющей специальные цветографические схемы, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Всё это видно из материалов дела № 5-АД15-9 постановление по которому было вынесено ВС РФ 18.05.2015 г.

Отступление от требований ПДД водитель служебного автотранспорта допустил в соответствии с правом, предусмотренным пунктом 3.1 ПДД. Правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности гражданки в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ, сомнений у судьи ВС РФ не вызвала. Они были оценены в качестве основанных на совокупности собранных по делу доказательств. Таким образом езда служебного транспорта по встречной полосе легко становится причиной для наказания водителей, которые совершат привычные и допустимые в других обстоятельствах манёвры.