Нарушения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, влекущие санкции по ст. 12.34 КоАП РФ

Нарушения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, влекущие санкции по ст. 12.34 КоАП РФ

Угроза для безопасности дорожного движения может возникнуть не только в силу поведения самих его участников. Немаловажным фактором является состояние дорог, а так же соблюдение мер безопасности при проведении ремонтных работ. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности всех участников дорожного движения может повлечь за собой различные виды последствий, стать причиной ДТП.

В любом случае ответственные за допущение нарушений лица становятся субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ. Это единственная статья, которая предусматривает ответственность различных юридических и должностных лиц, не являющихся непосредственно участниками дорожного движения или владельцами ТС.

Особенности применения положений ст. 12.34 КоАП РФ

Размер штрафа для должностных лиц может колебаться от 20 до 30 тыс. руб., а для юридических — от 200 до 300 тыс. руб. В статье две части, а вторая рассматривает точно такой же состав правонарушения, но повлекший за собой легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего. Вторая часть предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 50 до 100 тыс. с должностных лиц и штрафа от 400 до 500 тыс. рублей с юридических лиц.

Объективная сторона правонарушения предусматривает наличие условий для возникновения угрозы безопасности дорожного движения. К примеру, дорожные рабочие не установили ограждений и знаков, сигнализирующих о проведении работ, или работы были выполнены так, что образовались помехи в движении.

У статьи особый субъектный состав. Он включает в себя лиц, от действия или бездействия которых зависит безопасность дорожного движения. Но в самой статье уточнения на этот счет отсутствуют. Между тем одни и те же работы на дорогах могут быть связаны с функциональностью различных государственных учреждений, ведомственных предприятий и других структур. Судебная практика так же не содержит однозначного ответа на этот вопрос, поскольку позиции судов могут отличаться друг от друга.

Субъектный состав и позиция ВС РФ

Немаловажное значение для понимания субъектного состава имеет постановление по делу № 93-АД16-1 СК по административным делам ВС РФ, которое было вынесено 4 мая 2016 года. Суть дела в том, что государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДЦ ОМВД России по г. Магадану вынес постановление, согласно которому виновным в состоянии одной из дорог было признано Министерство дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области.

Районный и областной суды согласились с тем, что виновное министерство должно быть оштрафовано. Правда, сумма была уменьшена с 300 тыс. до 150 тыс. рублей. В ВС РФ жалоба была подана министром дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области Сычевой Н. М.

В постановлении ВС РФ указано на то, что норма ст. 12.34 КоАП РФ не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения. Был приведён большой список причин и обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что Министерство не является лицом, осуществляющим содержание и ремонт межмуниципальной автомобильной дороги, на которой были обнаружены нарушения.

В целях обеспечения выполнения функции в области содержания автомобильных дорог создано ОБГДЭУ «Магаданское». Межмуниципальная автомобильная дорога «Магадан-Балаганное-Талон», где инспектор обнаружил ряд нарушений, принадлежит указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Соответствующая деятельность учреждения финансируется из средств областного бюджета.

Это заключение позволяет сделать вывод о том, что лиц, виновных в нарушении норм по ст. 12.34 КоАП РФ следует рассматривать в качестве конкретных, имеющих соответствующие полномочия, а не любую ведомственную или подведомственную структуру, которая имеет отношение к состоянию дорог. Именно в этом деле в ВС РФ просто удовлетворили жалобу министра, отменили все постановлении и прекратили делопроизводство по делу.