Водителям всех ТС, оснащённых внешними световыми приборами, запрещается использовать их вне правил. Под такими приборами понимаются фары дальнего и ближнего света, габаритные огни и фонари. Они предназначены для включения в тёмное время суток, а так же в условиях плохой видимости или для подачи специальных сигналов.
Отступление от правил использования является правонарушением, а ответственность за него определяется ст. 12.20 КоАП РФ. Нарушители могут отделаться предупреждением должностного лица или штрафом в размере 500 руб. По этой же статье преследуется и нарушение правил пользования звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.
Сущность правонарушений по ст. 12.20 КоАП РФ
Субъектами правонарушения могут быть только водители, а субъективная сторона может характеризоваться умыслом или неосторожностью.
Объективная сторона правонарушения следует из основных видов правил о состоянии внешних осветительных приборов ТС и режимах их использования. Они делятся на те, что указывают на техническое состояние пригодных для эксплуатации приборов, их комплектность и режим использования.
Перечень неисправностей ТС и условий запрещения их эксплуатации представляет собой официальных нормативный акт, а его последняя редакция утверждена постановлением правительства РФ от 21.02.2002 г. № 127.
По отношению к осветительным приборам в этом документе наиболее актуальным является п. 3, поскольку в нём содержатся технические требования несоблюдение которых составляет объективную сторону правонарушения.
Из него станет ясным, что регулировка фар должна происходить по предписаниям ГОСТа Р 51709-2001, а рассеиватели и лампы соответствовать типу светового прибора. Так же к теме использования осветительных приборов относятся п. п. 7.1 — 7.3 и 19 ПДД, в которых говорится о режиме обязательного включения аварийной световой сигнализации, использовании проблесковых маячков.
В контексте понимания этой статьи речь идёт не о тех, что светят синим светом, а о всех других мерцающих световых сигнальных устройствах. Это маячки оранжевого и желтого цвета, которые должны быть включёнными при проведении ремонтных работ и в других ситуациях, регламентированных п. п. 3.4 и 3.6 ПДД.
Судебная практика по ст. 12.20 КоАП РФ
Отменить постановление должностного лица о совершении правонарушения и судов, которые оставили его без изменения, бывает крайне сложным или невозможным вовсе. Как видно из материалов дела № 55-АД16-6, постановление по которому было вынесено 01.12.2016 года ВС РФ, причиной наложения штрафа может служить и нарушение п. 19.5 ПДД, который предписывает в светлое время суток на всех движущихся ТС с целью их обозначения включать фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Всё остальное зависит только от правильности составления протокола. Если все документы составлены правильно, а процессуальные правила соблюдены, то решение нижестоящих судов признаётся законным и в ВС РФ.
Причину для того, чтобы граждане пытались оспорить решения о своей виновности подскажет апелляционное постановление № 22-569/2019 от 24.07.2019 г. по делу № 22-569/2019 Псковского областного суда. Гражданин, осуждённый по по ч. 3 ст. 160 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к штрафу в размере 20 000 рублей, пытался обжаловать отказ суда нижестоящей инстанции на его ходатайство о снятии с него указанной судимости. Одной из причин стало то, что в течение 2018 и 2019 годов он привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД, в том числе и по ст. 12.20 КоАП РФ, что позволило суду сделать вывод о том, что его поведение далеко от идеала и областному суду. Поэтому апелляционная жалоба осужденного была оставлена без удовлетворения.
Наличие наказания за правонарушение по любой статье КоАП РФ создаёт риск более сурового последующего наказания или отказ от снятия судимости.